?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Усиление горизонтали

Мы стараемся обсуждать вместе с детьми все вопросы, имеющие отношение к их школьной жизни. То есть учим демократии. Однако, в нашей школе  нет ни «парламента», ни «суда», ни «президента» - никаких «институтов демократического общества». Что-то я сомневаюсь по поводу детских парламентов. Не верю.

Но по каждому поводу, по любому вопросу, который может вызвать  интерес детей, мы собираем так называемый Совет школы.

Как провести Масленицу? Как решить нерешаемую проблему сменной обуви?  Как у нас проходят уроки самоподготовки? Как организовать защиты проектов по биологии (истории, физике)? Как составить расписание работы компьютерного класса? Выдавать ли кетчуп к макаронам на завтрак?

Ну, не проблемы государственного масштаба…

В неделю может состояться два, три, четыре Совета школы. По одному выборному от класса.   Стараемся, чтобы это были разные ученики – чтоб каждый посидел за круглым столом в учительской на Совете школы.

Без такого обсуждения ничего не получается. Как ни стараешься, что ни придумываешь – а если всё делается только взрослыми, то дети и не замечают этих «придумок»

Вообще, поражает «политическое мышление» наших учеников. Ни трепа, ни игры в демократию – спокойно говорят, внимательно слушают, предлагают разумные вещи, просчитывают возможные следствия принятых решений,

И через десять минут после того, как наши депутаты разошлись-разбежались из учительской, вся школа школа уже знает, о чем говорили. Все в курсе. Обсуждение продолжается в классах, на еженедельных сборах.

Вот «усиление горизонтали».

Рассказывают, американские дети по несколько часов в неделю обсуждают «общественные дела». В педагогике Френе  Совет класса – главное событие недели.

Совет класса и советы школы – наверное, это главный урок в современной российской школе.  Казалось, в 90-е годы Россия почти стала европейской страной – и как быстро удалось всё свернуть назад. Что ж, у нас – взрослых -  не получилось. Но нас ведь и не учили демократии в школе.  Может, получится при следующем поколении – у наших детей?

Будем учить их  высказывать свое мнение, глядя спокойно в глаза учителям; слушать других, обсуждать, уступать, настаивать… 

Советская школа готовила замечательных специалистов: врачей, инженеров, математиков. Так что ж мы живем так плохо? Может, наряду с математикой, литературой, химией в учебном плане школы должен быть еще один предмет: «Практикум демократии».

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
open_2
Mar. 26th, 2014 07:45 pm (UTC)
На низовом уровне, на мой взгляд, демократия сводится к искусству принятия коллективных решений и к соблюдению прав, то есть справедливому разрешению конфликтов. Ответственность за принятое решение невозможна без свободы и прав.
desreiniger
Mar. 27th, 2014 05:27 am (UTC)
(!)
(no subject) - Dying_Pie - Mar. 29th, 2014 11:17 pm (UTC) - Expand
( 3 comments — Leave a comment )