?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Не надо быть психологом, даже учителем средней школы – каждый родитель, переживший этот период жизни своего ребенка, согласится с тем, что для подростка важно одно – общение. Ученику крайне тяжело сидеть тихо 40 минут, он хочет разговаривать. О чем угодно, можно даже о теме урока, лишь бы разговаривать.

Но - ученик должен на уроке молчать.

А чего хотим мы, взрослые? Чтобы они учились… Но когда ребенок лучше понимает материал: если он просто сидит и слушает или если потом, вдобавок, может проговорить услышанное: учителю, родителю, соседу по парте?.. Чтобы понять что-либо, весьма полезно проговорить это вслух.

Но - ученик на уроке должен молчать.

Разрешим же им на уроке разговаривать: болтать, обсуждать, беседовать, шептать, шушукаться, иногда кричать, трепаться, подсказывать, говорить и проговаривать. Разрешим им делать на уроках то, что они хотят…

При этом не будем забывать о своей «выгоде» - пусть они говорят по делу.

Молчать нельзя! Разговаривать!

Как?

Какие вопросы можно обсуждать в группе? Любые: от пересказа параграфа до сложных ассоциаций. Особенно полезен пересказ. Ведь каждого не спросишь на уроке – так пусть пересказывают параграф соседу по парте, а потом один человек от группы сделает сообщение для всего класса. Для учеников робких и несильных это почти единственный способ научиться говорить.

Сколько человек должно быть в группе? Зависит от количества учеников в классе. Очевидно, что в классе не должно быть больше 4-5 групп - ведь надо выслушать ученика от каждой группы.

Сколько времени давать на обсуждение? Чем больше, тем лучше – пока не наговорятся и не начнут хихикать. Терпение! Они выполняют вашу работу, самую монотонную и скучную – слушают пересказ параграфа. Выпейте чашечку кофе!

Кого спрашивать после обсуждения? Конечно, «слабого» ученика (но чтобы никто не понял этого).

Как ставить оценку? Конечно, всей группе одинаковую. Скорее, это не пятибалльная оценка, а отметка о прохождении определенного этапа работы – «зачет».

Всё так просто – но не получается?.. Да, может случиться и такое: учитель организовал работу в группах, все сделал технически правильно – а дети вообще перестали работать. Почувствовали, что контроль ослаб – и перестали работать. Ошибка? Да, перечисляя правила организации групповой работы, мы упустили главное…

Доверие к ученику. Если для Вас ребенок, по определению, – существо ленивое, хитрое, уклоняющееся – ничего не получится. Не надо рисковать с групповой работой – дети совсем разболтаются. Работайте, как работали…

Такая работа получится у учителя, который доверяет детям.