?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Найдите семь отличий

Постарался на одной странице, в семи абзацах, сформулировать принципы еашей школы.

Программа курса – это список Интересных Дел, которые ученик делает вместе с учителем (а не просто «прохождение материала»). Список может быть составлен учителем, предугадывающим детский интерес. Однако и дети могут принять участие в его составлении. Нет программы как Программы – есть разные дела (проекты), выполняя которые, мы учимся. Отдельное время выделено на «упражнения».

Дело заканчивается результатом. Как правило, он вещественен (можно увидеть и потрогать руками): текст для журнала, газета на стену, видеофильм. Результат может быть представлен для других людей: учеников другого класса или для взрослых.

Нет объяснения как объяснения. Известно три «языка» кодирования информации: словесно-логический, наглядно-образный и наглядно-действенный. Учителя используют главным образом первый, а дети – понимают второй и третий. Отсюда большинство школьных неудач. Там, где возможно, ученики манипулируют предметами, делают практические, лабораторные работы, вообще – делают что-либо сами. Где невозможно – опора на образ, на картинку, обращение к чувству, эмоциям – к Сердцу. Потому что нет ничего в разуме, чего не было в сердце. Или, китайская пословица: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял»

Что ценнее для мышления, чем умение самостоятельно искать ответы? Умение задавать вопросы. Мышление начинается с удивления, непонимания. Задача учителя – реанимировать эти «почему» и «как» пятилетнего ребенка. Наблюдая за природой, читая книгу, смотря фильм, решая математическую задачу, ученик сталкивается с фактами, которые не вписываются в структуру его сознания. Результатом этого столкновения, несоответствия и является вопрос. А попытки ответа на него создают новые «связи» в голове – что и называется «развитием мышления».

Уроков как уроков нет. Неподвижно сидеть, смотреть на доску и проч. Большая часть времени – это самостоятельная работа. В группах и индивидуальная. Группы образуются по взаимному согласию. Группа имеет возможность выбора работы по содержанию и по сложности. Ученики сами решают, как будут распределены роли. Группа отчитывается о своей работе перед остальным классом. В режиме индивидуальной работы проходит, как правило, «отработка навыков». Ученики работают с карточками, компьютерными программами, книгами.

Оценки ставятся только за контрольные работы. Текущая работа оценивается «плюсами» за каждый вид работы. Это и есть Маршрутный Лист. Преимущества его: настрой ученика на успех, возможность второй попытки в случае неудачи, возможность взаимопомощи, возможность самооценки. Контрольные работы проходят по «государственному стандарту», как сторонняя форма оценки и анализа того, что мы делаем.

Для обсуждения работы, обмена мнениями, выработки правил существует Сбор класса. Что получается? Что не получается? Что надо сделать? Ученик перестает быть исполнителем. Он начинает думать о том, что он делает. Он приходит в сознание.

Tags:

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
ekimov
Mar. 10th, 2014 08:46 pm (UTC)
Все эти принципы мне очень нравятся. Интересно, в какой мере вам их удалось воплотить в жизнь.
rustam_kurbatov
Mar. 12th, 2014 02:55 pm (UTC)
Думаю, что удалось немножко
naranja_naranja
Mar. 11th, 2014 07:44 pm (UTC)
Рустам, а можно вопрос: как конкретнее это выглядит при изучении языка? Если есть возможность написать про скажем примерные варианты на неделю для началки и для средней школы - было бы крайне интересно. Просто принципы мне очень близки и стараюсь похоже работать, но вот долгой самостоятельной работы детей особо не выходит. Правда работаю в основном со старшими докшольниками и младшими школьниками.
Неподвижно мы не сидим особо и трогаем-играем-изучаем-догадываемся. Но все же я остаюсь именно в роли ведущей и рассказывающей и определяющей чем займемся. И совсем не понимаю, как же это делегировать детям и в то же время не получить просто бесеж или наоборот скуку.
Вот дома со своим ребенком это легко выходит - ведь я его чувствую. С ним все вообще спонтанно и прекрасно изучается во всех сферах. А как это сделать с группой и в условиях ограниченного времени?
rustam_kurbatov
Mar. 12th, 2014 02:58 pm (UTC)
Можно посмотреть по тегам: начальная школа, русский язык, в профиле - расшифровка тегов, на каждый абзац абзац - тег. Успеха!
( 4 comments — Leave a comment )