?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сообщающиеся сосуды

Лет пять назад прочитал у Александра Гениса, что дети американские полдня проводят в школе, а полдня – смотрят телевизор. Подумал – метафора. Ну как это: полдня – телевизор…

 

Теперь понимаю: не метафора. Действительно, всё свободное от школы время дети проводят за телевизором и компьютером. И днем, и ночью. Вот разговор, подслушанный в школьном автобусе: «Я будильник поставлю на 2 часа (ночи), проснусь и позвоню тебе, будем играть (на компьютере)»

 

 

 

И что ж? Загружать больше: задачками, книжками, упражнениями? Загружаешь – а они еще с большим остервенением… 

 

Такое впечатление, что компьютер и школа – это сообщающие сосуды: чем больше школы, тем больше компьютера. Как два стороны монеты – орел-решка.

 

Чем мы больше загружаем  ребенка школой – тем больше он разгружается за компьютером.

 

Делать что? Не интеллект грузить – а руки и сердце. Больше рисовать, лепить, играть, конструировать, мастерить, двигаться, заниматься самыми разными «искусствами и ремеслами». Ни математические задачки, ни великая классическая литература не в состоянии выбить из головы компьютер. Не по силам.

 

А искусства и ремесла могут. И если  уж есть домашнее задание – то пусть оно будет таким: для рук и сердца.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
anolka
Sep. 15th, 2010 02:52 pm (UTC)
А до школы они какой стресс за компьюетером снимают?
Или просто компьютер освоен молодыми родителями как средство воспитания?
Сегодня коллега поделилась впечатлениями о первоклассниках этого года в классе информатики.
"глаза блестят, слюни текут, и одна мысль: играть". И посетовала: не будет информатики, так и к концу школы останется.
rustam_kurbatov
Sep. 17th, 2010 08:30 am (UTC)
Про информатику согласен.
simba_nat
Sep. 15th, 2010 03:51 pm (UTC)
Хм, компьютер и игры - то, что прививают родители, а потом сами и страдают. Проще не начинать
rustam_kurbatov
Sep. 17th, 2010 08:30 am (UTC)
Компьютер нельзя не начинать.
simba_nat
Sep. 17th, 2010 12:25 pm (UTC)
имеется в виду компьютер для игры, не для учебы
zver_mangust
Sep. 26th, 2011 09:49 am (UTC)
А как разделить-то?:)
len63
Sep. 15th, 2010 05:08 pm (UTC)
Не все. Точнее, все очень по-разному. Если умеет извлекать максимум пользы из компьютера, пусть сидит.(Побегать, попрыгать время от времени хорошо бы приучить, конечно). Игры на какое-то время нужны, что-то там они развивают. Потом, по моим наблюдениям, проходит, как болезнь, почти у всех эта игромания. Телевизор, по моим наблюдениям, смотрит всё меньше людей (кроме лиц преклонного возраста). Есть ещё явная связь с уровнем интеллекта - чем он выше, тем меньше зависимость как от телевизора, так и от компа. Хорошо бы статистику, конечно, иметь, исследования серьёзные почитать...
rustam_kurbatov
Sep. 17th, 2010 08:31 am (UTC)
Вы - оптимист.
Игры вряд ли что развивают.
Зависимость может и не пройти.
len63
Sep. 17th, 2010 01:27 pm (UTC)
оптимист,
конечно! Недавно где-то услышала: "Я недостаточно умён, чтобы быть пессимистом!" Понравилось.
Сама играла в тетрис и бродилки сутками, когда ещё почти ни у кого компьютеров не было - в начале 90-х. Муж тогда их ("Синклеры")на колене собирал. Программа с кассетника загружалась, звук был гнуснейший, помню хорошо! Оторваться от игр можно только при условии, что человеку главная прививка в раннем детстве сделана. Я много думаю об этом, и кажется мне, что прививка это - любовь к жизни - ничем не заменима. Без неё - если не комп, то алкоголь или другие наркотики всё равно погубят, рано или поздно. Оно как-то очень уж просто выглядит на словах, на самом деле всё ужасно сложно...
antoshkin
Sep. 16th, 2010 04:44 am (UTC)
Мне вот повезло с дочками. Они интересны друг другу, а потому совместные игры "в реале" для них гораздо увлекательнее, чем компьютер. Да и с телевизором, который в нашей квартире один и по которому мы смотрим иногда только один канал, название которого начинается на большую букву К, проблем не наблюдается.
Кроме того, их дополнительная загруженность (у старшей - художка, у младшей - музыкалка) в добавление к домашним заданиям просто не дают им особых шансов просиживать за компьютером часами.
Летом - да, время было. Но и тут нам повезло, ибо старшая дочка нашла сайт, который на фоне имеющегося там общения стимулировал ее к развитию навыков работы в фотошопе, заставил взять в руки англо-русский словарь и даже повлек за собой написание каких-то окололитературных текстов.
Это я не хвастаюсь, а просто для иллюстрации, к тому, что во-первых вряд ли "чем больше грузим в школе, тем больше отдыхают перед экраном". А во-вторых - да, надо подбрасывать детям что-то интересное им и в то же время приучающее их к деланию, конструированию. Есть и в-третьих. Среда в семье должна быть соответствующей. Чего уж там..

Сразу же новый Вам вопрос, косвенно связанный с одним из моих тезисов, обозначенных чуть выше. Рустам Иванович, а как в Вашем лицее организованы уроки труда (если таковые выделены в отдельный предмет)? Мне позавчера свалился очередной комментарий на относительно бурное обсуждение, которое я в свое время затеял по этой теме в сообществе rukids вот здесь, а посему очень интересно узнать о Вашем КОМПЛЕКСНОМ подходе. Отдельные примеры мне где-то уже попадались на глаза в Ваших статьях, постах или на сайте.

Как и в прошлый раз, когда я оставлял Вам свой вопрос, хочу оговориться, что если ответ уже где-то есть, то буду благодарен просто за точную ссылку. Впрочем, если тема покажется Вам интересной, Вы, быть может, посвятите этому отдельный пост? В общем, воспринимайте, пожалуйста, мой вопрос как записку, пришедшую учителю во время урока :)
rustam_kurbatov
Sep. 17th, 2010 08:35 am (UTC)
Это дочкам повезло с папой.
Бывают счастливые случаи, но все ж думаю, что компьютер - это 100 грамм водки после тяжелого дня. если бы в школе было б немного смысла - компьютера было б меньше.
О труде - у нас есть гончарная мастерская с настоящими гончарными кругами.
Думаю, этого недостаточно. Но условия не позволяют.
antoshkin
Sep. 17th, 2010 09:07 am (UTC)
Даже один гончарный круг на всю школу - гораздо больше, чем ничего. Тем более на фоне других форм занятости, которые практикуются у Вас. Например, на уроках труда в своем лицее моя старшая и ее одноклассницы просто переписывают в тетрадку кулинарные рецепты. И ВСЁ! И чему это, спрашивается, может научить восьмиклассниц (кроме ненависти к кулинарии)?
rustam_kurbatov
Sep. 17th, 2010 09:08 am (UTC)
Блин...
antoshkin
Sep. 17th, 2010 09:12 am (UTC)
Слава Богу, в данном случае мы напряжение у дочки как-то сняли, предложив ей особо не утруждаться с этой "работой"; готовить же она дома начала уже давно. Пока по мелочам, но все же. Но у большинства учеников, как я подозреваю, это все вызывает однозначные чувства, и удается ли им сбрасывать этот негатив без потерь - большой вопрос.
d_fishbein
Sep. 16th, 2010 06:49 am (UTC)
Почти согласен. У меня сын, семиклассник.
Насчет искусства и ремесел, да, нам это тоже приходило в голову. Пробовали. Получили примерно такой вывод: индивидуально, самостоятельно - нет, не цепляет, не отвлекает от компьютера; в группе сверстников - да, несомненно.
rustam_kurbatov
Sep. 17th, 2010 08:37 am (UTC)
согласен. Задачу можно сформулировать так: найти средство посильнее, покруче компьютерных игр. Будь то спорт, ремесла, другие занятия - интдивидуально или скорее коллективно.
ve4nij_anonim
Sep. 17th, 2010 06:36 pm (UTC)
извините, что не совсем по теме.Я своим детям (2 класс) позволяю на уроках труда и изо шепотом общаться, включаю музыку. хожу по рядам, всем помогаю, кто нуждается - тогда получаются настоящие творческие здоровые уроки. Но иногда этот шепот переходит в разговоры, разговоры в обсуждения, обсуждения в такой естественный, но такой "НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ" (по школьным меркам)смех детей над работами друг друга. Идет бурное обсуждение кто что сделал, как как нарисовал. С одной стороны, стороны администрации, я думаю - Господи, какие невоспитанные дети, недисциплинированные, а со своей стороны, занимайся я, к примеру, со своими детьми - я бы, наоборот, такое живое взаимодействие поощряла бы! Что вы посоветуете?
( 17 comments — Leave a comment )