?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

IMG_3978
Есть школы специализированные: физико-математические, театральные, с преподаванием ряда предметов на иностранных языках - так называемые школы для одаренных детей. Есть школы специальные: для детей, требующих «особых условий воспитания и развития». Конечно, особые категории детей нуждаются в особых школах.

Но есть еще группа детей, нуждающаяся в особой – другой – школе. Это обычные дети.
Потому что обычная школа становится невыносимой для них.

Отличники хорошо приспособились к школе и не очень страдают. Двоечники тоже не страдают: они поняли, что в школе можно ничего не делать. Тяжело приходится тем, кто не умеет прогуливать уроки и не в состоянии сидеть неподвижно.

Трудность в том, что Школа требует усидчивости. В прямом смысле слова: способности сидеть неподвижно и молча десять часов в сутки. Семь уроков и три часа – домашняя работа. А это не каждый может. Физиологически.

Я был в гостях у коллеги, учителя математики одного французского лицея, в Нанте. Его сын, Юан, 13 лет,  в течение трех часов французского ужина не умолкал ни на минуту. Спрашивал о России, рассказывал о своей лошади (Юан занимается конным спортом), показывал коллекцию монет... Не обращая внимания на разговоры взрослых, перекрывая часто своим голосом наши профессиональные беседы. Первая мысль была – какой невоспитанный юноша.  Потом прислушался, привык к громкому голосу: умный, веселый, жизнерадостный  человек. Способен говорить со взрослыми на равных.

Подумал: «Как же в школе он молчит на уроках?..»

Через полгода  Жоэль, его отец, пишет: «Юан перешел на экспериментальную форму обучения: две недели  ходит  в школу, две недели работает, ухаживает за лошадями…» И письмо самого Юана: «Дорогой Рустам! У меня всё здорово, эта зима во Франции теплая… Извини, у меня нет времени больше писать –  надо покормить лошадей»

Юан перешел на экспериментальную форму обучения… Обычная школа не просто трудна – она невыносима для таких детей.  По одной причине – в школе надо молчать.

Может быть, Юан – не совсем обычный подросток. Большинство детей все ж могут немного помолчать и послушать взрослых: пять, может даже  10 минут. Но не семь же часов в день!

Таких как Юан много: и во Франции, и в России. Реже встречаются такие как Жоэль, его отец. Преподаватель  математики в лицее, он понял, что его  сын не может ходить  в школу.  И Юана освободили от Школы.   Думаю, это решение семье далось не просто. Кстати, мама мальчика – воспитатель детского сада, тоже, можно сказать, педагог…

Такие дети были всегда, только раньше никто их спрашивал:  Хочешь ли  ходить в школу? Трудно ли сидеть на уроках? Нравы меняются. Пороть детей, тыкать носом в чернильницу, рвать тетрадки  - как-то неприлично.  Ребенку дали немножко свободы, к нему стали прислушиваться…  Прислушались – а он говорит, что не хочет идти в школу…

Я очень рад за Юана. Думаю, он все ж научиться молчать и слушать учителей в течение двух недель месяца – потому что  знает, что потом его ждет любимая работа, его лошади! Ради этого можно потерпеть.

Юан – обычный ребенок. Таких очень много. И именно таким – обычным! – детям нужна другая школа. Не знаю, смог бы Юан учиться в нашем Лицее.  Наверное, нет, мы всё ж довольно респектабельная школа. Но мы стараемся…