?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чух-чух-чух

Эта история произошла два года назад...

11 класс. Нельзя в голову ребенка вложить всю литературу, биологию и географию и остальные  двенадцать предметов, - всё, что накопило человечество…

И сами взрослые, принимающие экзамены, из школьной программы в полном объеме знают лишь собственный предмет. Остальное – на уровне седьмого - восьмого класса.

Единый экзамен, кстати, внес в нашу жизнь некоторую определенность: по этим предметам усиленно готовимся, а во всем остальном – учимся спокойно.

Посмотрел я в глаза нашим десятиклассникам: взрослые люди, самостоятельные. Им через год делать важный выбор, почти на всю жизнь - выбирать профессию. А потом, еще через пару лет -  семья, дети…

- Ну вот, - говорю, - давайте так сделаем: половину часов вашего расписания выделим на подготовку к ЕГЭ. Здесь будет все строго и обязательно, как в школе. Математика, русский, английский. Вам сдавать физику –  будем готовить к физике. Историю – к сделаем то же. Остальное время  – теперь-то мы свободны! – пусть будут часы по выбору. Спецкурсы, если угодно – клубы. Ты будешь врачом? Иди в химическую лабораторию. Будешь режиссером – на литературу и киноведение. Психология, менеджмент, журналистика – давайте вместе обсудим, что вам интересно.

- Ну, Рустам Иванович, каждую весну вы пытаетесь экспериментировать над нами. Дайте спокойно еще годик доучиться. И подготовьте нас к экзаменам.

- Ребята –  20 часов на подготовку к ЕГЭ, мы все успеем!

- Перестаньте! Какие клубы! Только ЕГЭ – все 40 часов!

- А как же – добровольность? Возможность выбора? Свобода, в конце концов. Посмотрите на себя: вы большие и умные!

- Какая свобода? – говорит мне отличница Настя. – Все же в баскетбол пойдут играть.

- Не ходите, дети,  в баскетбол играть. Выберите естествознание, журналистику.

- Нууу...тогда это те же уроки.

40 минут такого  разговора. Сразу понял, что убедить их я не в состоянии, но хотелось довести до конца, до логического столкновения:

- Давайте  сделаем сами себе школу. Составим расписание. Чтобы и к экзамену подготовиться, и чтобы было… интересно.

- Нет. Нет и всё.

Не хотят они свободы.

Осознав провал, на следующий день уже холодно и спокойно изложил идею учителям на планерке и родителям на собрании. Учителя отчасти поддержали, обсудили нюансы. И даже некоторые родители одобрили:

-  Да я бы сама училась в такой школе, - сказала мама Иры.

Но дети…

Как говорил  Н. М. Карамзин: «Я не люблю стариков, которые любят вольность, и молодых людей, которые ее не любят».

Чего ж боятся наши дети?  Скорее, это не их страх – а  наведенный взрослыми: родителями и учителями. Все силы – на подготовку к экзаменам, не сдашь... не поступишь...

Но дело даже не в страхе, а в нашем понимании (и взрослом, и детском),  что сдача экзамена и поступление – это единственный смысл образования и других смыслов просто нет. Образование - это узкоколейка, которая ведет через ГИА и ЕГЭ.  Другого пути нет.

Чух-чух-чух...

- Да, еще, Рустам Иванович, Вы тут говорите о выборе, а вот та школа, тридцать лет назад, когда учились наши родители, была лучшей в мире школой. И, заметьте, без всякой свободы.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
mamochka_nata
Feb. 7th, 2014 08:13 pm (UTC)
А я вот не согласна, что школа 30 лет назад ( в которой я училась) была лучшей в мире. Та же зубрешка, то же давление над личностью ученика.
Все, чего я в жизни добилась, и что я люблю (четверо детей, свое дело, тысячи выпущенных мною книг) - все это благодаря 2-3 учителям, которые учили меня не по учебнику, сухому и тупому, а своей душой и любовью к предмету. Именно поэтому я люблю такие, казалось бы, несовместимые области человеческого знания, как математика, физика и история. Угадайте, какие предметы преподавали упомянутые мною учителя? Вопрос риторический. Все остальное время - плата за эти редкие встречи с хорошими людьми.
Так что, Вы совершенно правы. И глупо тратить эти 20 часов на дополнительную зубрешку. Нельзя терять это драгоценное время, когда идет формирование у подростков взрослого восприятия мира.
С огромной радостью училась бы в Вашей школе.
rustam_kurbatov
Feb. 8th, 2014 01:46 pm (UTC)
И я бы с радостью...
gerbera77
Feb. 8th, 2014 07:46 am (UTC)
И я бы в такой школе училась!
Но я свою закончила почти 27 лет назад... Страшно подумать, как давно это уже было.
rustam_kurbatov
Feb. 8th, 2014 01:47 pm (UTC)
Это не страшно
svetlanapronoza
Feb. 8th, 2014 09:59 am (UTC)
а вот интересно, что у Вас ни одного поста нет про математику в вашей школе. Что у вас там с математикой?
rustam_kurbatov
Feb. 8th, 2014 01:48 pm (UTC)
Спрошу у математиков
ursamin
Feb. 8th, 2014 01:13 pm (UTC)
И я бы училась в такой школе. Только вот я заканчивала школу, когда не было ЕГЭ - были внутренние школьные экзамены и вступительные в вузы. В каждом вузе - свой. К ним нельзя было в школе подготовиться.
А школе тогда ничего не мешало, думаю, провести свой экзамен безо всякого стандарта. А можно было, например, сделать проект - и защитить его перед н-ным количеством людей. И все.
rustam_kurbatov
Feb. 8th, 2014 01:49 pm (UTC)
Егэ - это не страшно
uuvasilev
Feb. 8th, 2014 09:32 pm (UTC)
ЕГЭ - это страшно! Даже мои дети ни о чем другом, кроме ЕГЭ, в 11 классе думать не могут, как и твои.
rustam_kurbatov
Feb. 8th, 2014 09:37 pm (UTC)
Мои дети думать могут
uuvasilev
Feb. 8th, 2014 10:01 pm (UTC)
Но хотят 40 часов подготовки к ЕГЭ.
rustam_kurbatov
Feb. 9th, 2014 12:15 pm (UTC)
См первую строчку поста
uuvasilev
Feb. 9th, 2014 07:23 pm (UTC)
Тогда расскажи, как у тебя сейчас, а не два года назад. А мне что сейчас, что два года назад от ЕГЭ страшно.
rustam_kurbatov
Feb. 10th, 2014 05:08 pm (UTC)
И ты расскажи о своих.
Кстати, см. пост о Кино.
mafkabla
Feb. 9th, 2014 07:11 pm (UTC)
А откуда у них миф, что школа 30 лет назад была лучшей?
rustam_kurbatov
Feb. 10th, 2014 05:08 pm (UTC)
Выпускники той школы и рассказали
( 16 comments — Leave a comment )