?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я хотел бы назвать этот рассказ «Один день ученика нашей школы». Но это было бы нечестно. Этот текст, написанный пять лет назад, так и остался «проектом» - иначе говоря, педагогической утопией.

Рабочий день ученика: два «урока», два часа тихой самостоятельной работы и два часа Свободного полета – когда сами дети решают, чем они хотят заниматься, - увы…

Мы почти приблизились к этому идеалу четыре года назад, но надвигалась очередная  государственная аккредитация,  и чувство самосохранения взяло верх. Реалпедагогик.

И всё ж,  такая школа могла бы быть. И выпускники ее были бы здоровыми и счастливыми людьми. Но разве это цель нашей системы образования?

Может быть, лет через тридцать-сорок, если вдруг в нашей стране что-нибудь изменится, кто-нибудь сможет сделать такую школу. И тогда этому тексту можно будет вернуть его настоящее название - «Один день ученика нашей школы»


МАСТЕРСКИЕ ПО ПРЕДМЕТАМ.

Это чуть-чуть напоминает уроки:  весь класс, один учитель, программа курса.

Но речь не идет о буквальном выполнении Программы.
Наша «программа» - это разные интересные дела, которые учитель делает вместе с детьми.
Ее составляет сам  учителем,  предугадывая детский интерес.
Или вместе с учениками.
Мы можем делать то, что нам интересно – но в рамках предмета.

Это не очень похоже  на привычные уроки.

Нет сухого объяснения и разучивания алгоритмов.
Есть много экспериментов, опытов, демонстраций, видеофильмов.
И яркие рассказы учителя, обращенные к Сердцу ученика.

Нет монологов у доски и созерцания стены.
Есть работа: групповая и индивидуальная.
Потому что хорошо организованный труд не утомляет, а приносит радость.

Нет бесконечных повторений и ответов на наводящие вопросы.
Есть возможность самому спрашивать, не понимать, удивляться.
Потому что без этого настоящего мышления не будет.

Это, скорее, не урок – а Мастерская.

Как в средневековой мастерской -  мастер передает секрет ремесла ученику.
Работает вместе с ним, учит не на словах,  а на практике.
И итогом является первая самостоятельная работа ученика – его шедевр.

Уроков не много: может быть, два урока в день.

Но ведь урок – всего лишь одна из форм работы.
Результат зависит не от количества аудиторных часов – а от вовлеченности ученика.
Продолжение уроков будет на Самостоятельной работе.
А если учителю удастся по-настоящему увлечь  - вовлечь – ученика, то и на Спецкурсах.

ТИХАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

То, что раньше считалось домашним заданием.
Делается в школе, помогает учитель.

Объем и сложность работы определяет ученик.
Как?
Каждый учитель предлагает задание на самостоятельную работу.

По математике – задачи разного уровня сложности.
По русскому – упражнения.
По английскому –  упражнения (письменные и устные), в т.ч. компьютерные программы.
По истории, естествознанию –  работа с книгами, компьютерными программами, видеофильмами.

Это не совсем «самоподготовка» - там «учитель задал».
Здесь иначе: «Я сам взял эту работу».

Дети разные: есть «сильные», есть «неудачники»
Но все хотят быть успешными – то есть успевать!
Поэтому предлагаются, как правило, задания 2-3 уровней сложностей.

Программа – не бетонированное шоссе, по которому мчатся машины.
Скорее, это отдельные тропинки.
У каждого – свой путь прохождения  программы.

Уроки Самостоятельной работы проходят в Библиотеке или Компьютерном классе.
Библиотека - стеллажи с книгами.
Компьютерный класс – десятки программ по каждому предмету.

Два часа в день -  на Уроки Самостоятельной Работы.
Два часа спокойной, сосредоточенной работы.
Как правило, час – в библиотеке, час -  на компьютере.

Каждый делает свое дело.
Кому не понятно, можно поднять руку - подойдет учитель.

Два часа в день, 10 часов в неделю.
Я – ученик – сам могу  спланировать эту работу!

Музыка! Вивальди, Гендель, Моцарт…

СПЕЦКУРСЫ.

Спецкурс – это форточка школы,  открытое наружу окно.
Потому что там, снаружи,   живет реальный детский интерес.

Ребенок приходит в школу со своими вопросами и интересами.
Вокруг этого строится работа на спецкурсах.

Кому-то интересно узнать, почему вымерли динозавры – вот фильм и  книги.
Или заняться историей моды – вот книги и фильм.
Или читать книжку, необязательно по программе.
Или писать: стихи, рассказы, романы, статьи в газету.
Или ломать голову над головоломками
Или делать опыты по химии, запускать модель вертолета, рассматривать букашек в микроскоп,  звезды - в телескоп.

Вот оно и есть  – начало всякого познания.
Детское любопытство и желание.

Как организовать этот хаос?
Пятнадцать кричащих детей, половина из которых не знают, что им в жизни интересно.
Может ли один учитель охватить все?

Объединяется несколько классов - например, четыре класса, шестьдесят учеников.
Работает четыре учителя, каждый ученик выбирает себе руководителя.
Выбор делается на четверть.

Итог – это выступление перед учениками другого класса, защита своего «шедевра»
Урок для учеников начальной школы – хотят все…

Другое название спецкурсов - Свободный Полет!

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
i_tochka
Feb. 1st, 2014 04:03 pm (UTC)
Я думаю детям бы понравилось. По-моему это очень напоминает описание школы-парка Балабана.
rustam_kurbatov
Feb. 2nd, 2014 02:03 pm (UTC)
И взролслым
guilloche_ua
Feb. 2nd, 2014 07:02 am (UTC)
прекрасная идея, как по мне - через такое обучение ребенок получит намного больше
и да, еще я знаю - все возможно! и даже реализация таких идей...
просто за них нужно бороться
rustam_kurbatov
Feb. 2nd, 2014 02:01 pm (UTC)
Согласен
ganimax
Feb. 2nd, 2014 12:34 pm (UTC)
Я последние дни хожу с подобными идеями для написания работы в аспирантуре на основании зарубежного и российского опыта. Чьи исследования по этой теме вам известны? Спасибо!
rustam_kurbatov
Feb. 2nd, 2014 02:02 pm (UTC)
А по какой теме? Их тут две.
ganimax
Feb. 2nd, 2014 02:47 pm (UTC)
Идея траекторий и самообучения, "перевернутый класс" - эти идеи мне знакомы еще по магистратуре Т.М.Ковалевой. А вот идея "мастерских" и "спецкурсов" меня заинтересовали как возможная новая ступень развития того, что принято называть "уроком". Я понимаю, что часть теории лежит в области разработок "личностно-центрированного" обучения, но может, вам известны еще какие источники и теории.
rustam_kurbatov
Feb. 8th, 2014 01:54 pm (UTC)
Звоните
( 8 comments — Leave a comment )