?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

AA0X0441

Я не философ. И боюсь этого слова - философия. Но все же думаю, что мой «дискуссионный клуб», на котором мы слушаем «хип-хоп» и говорим о всяких там браках, мог бы вполне называться «философским».

Обычно в школе задают вопросы: «Что ты знаешь об этом?» Я таких вопросов не задаю.

Ничего не знал, да и не знаю сейчас о молодежной музыке и с трудом отличаю один стиль от другого. И уж точно ничего не знаю о гомосексуалистах.

В
опросы скорее были такие: «Что ты думаешь об этом?» Ведь школа учит многим вещам, но редко дает подросткам возможность высказаться на острые для них темы. Раньше говорили: если мы не будем обсуждать эти вопросы в школе – мы вытесним их в подворотню. Теперь и подворотни уже нет - только виртуальное пространство.

Возможность вот так посидеть за «круглым столом» и поговорить о молодежной музыке, отношениях со взрослыми и даже о любви – наверное, это чего-то стоит.

Но и вопроса «что ты думаешь?» мне показалось мало. В нем есть некоторая опасность - западня. Произнеся вслух, что ты думаешь, трудно бывает потом отказаться от этой мысли, если даже она не совсем мысль - слова затвердевают на воздухе. А в следующий раз они будут говорить: «Это же мое мнение! Препятствуете свободе выражения!»

Я пытался дотянуть до вопроса: «Почему ты так думаешь?» Именно это, мне кажется, дает мне право говорить об своих уроках как о «философском клубе».

Думаешь ли ты, что будешь эту музыку слушать всегда? Что она действительно тебе нравится, или это принято слушать в определенной компании? Почему в одной и той же возрастной группе кто-то спокойно относится к проблеме однополых браков, а кто-то агрессивно?

Я шагнул в сторону. Я смотрю на свои представления и свои «мысли» как бы со стороны. Я не внутри – а вне. Могу в них сомневаться, относиться к ним критически или с иронией. Я могу думать о своих собственных мыслях.


Александр Пятигорский, английский русский философ говорил – кричал - своим студентам: «Уберите тетради! На моих лекциях не надо ничего записывать! И не надо ничего запоминать». Мне очень хотелось прокричать своим девятиклассникам эти слова... Действительно на этих уроках не нужно было ни записывать, ни запоминать.

Чужие слова и мысли не интересны, не имеют никакого значения - значение имеет лишь то, что ты думаешь сам, собственные мысли. Что же такое этот урок, если не философия?