?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В 9 классе веду то, что можно было б назвать "дискуссионным клубом". Программы нет - ученики сами предлагают темы для дискуссий.

Что волнует пятнадцатилетних подростков? Этот список тем достоин быть предметом социологического исследования.

Молодежная музыка.
Эмигранты.
Почему мы видим сны?
Надо ли ехать учиться за границу.
Что такое компьютерная зависимость?
Наркотики.

Вот о чем нужно было бы говорить на уроках обществознания, а не о структуре и целеполагании деятельности. Но о важных для подростков вопросах школа молчит. Кстати, в европейских школах есть курс Философии: там ученики не столько читают философские тексты, сколько высказываются на значимые для себя темы.

Начали с молодежной музыки. Домашнее задание: принести образцы музыки, которую вы слушаете. В результате я прослушал: тяжелый металл, хип-хоп и еще что-то корейское, когда одновременно поют десять девушек. Не так уж страшно. В ответ дал послушать арию Дона Базилио из «Женитьбы Фигаро» Моцарта. «Производит впечатление», - ответили они.

Это хорошо, мне кажется, что подростки могут дать послушать учителю свою музыку и поговорить об этом: почему она им нравится, какие чувства испытывают они...

Я не музыковед, как догадываетесь, и ничего о музыке сказать не мог, да это и не важно. Мы говорили не о музыке - а о них, подростках.

Можете ли вы объяснить, какие чувства испытываете, слушая эту музыку? Успокаивает она или бодрит? В какое состояние приводит она вас? Что такое «нравится» по отношению к музыке? Задача больше чем искусствоведческая - попытаться объяснить, что такое «нравится» и «почему мне это нравится».

Как вы думаете, музыкальные пристрастия человека с возрастом меняются или остаются неизменными? Какую музыку вы слушали пять лет назад? Что слушают ваши родители? И как думаете, вы через 10-15 лет будете слушать то же самое или что-то другое?

Маленькая, неуверенная попытка выйти за пределы "очевидности". Поставить под сомнение собственный опыт, посмотреть на себя немного со стороны.

Я слушаю музыку, потому что она нравится мне или моему окружению? Или просто я принадлежу к молодежной группе, которая слушает эту музыку? Почему некоторые слушают "металл", а некоторые – "хип-хоп"? Действительно ли человеку это нравится? Это мои собственные чувства или чувства, навязанные окружением?

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
eugeny_fed
Jan. 11th, 2014 10:00 pm (UTC)
О чем Вы пишите, важно. Однако о структуре деятельности и целеполагании тоже необходимо говорить:) Вопрос - в какой форме. Кроме того, вывод о том, что вопросы истины, познания, типологии культуры, исторического времени, свободы и необходимости и т.п. не интересуют молодых - не верен. "Скука от теории" - это проблема не учеников, а негодного учителя.
( 1 comment — Leave a comment )