?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЕГЭ и американские тесты разрушили лучшую в мире систему образования?..

Какая разница: тест или сочинение? Та же мертвечина.

Но по поводу ЕГЭ есть другое сомнение.

Я представляю себя членом приемной комиссии какого-нибудь университета. Мне бы хотелось взглянуть в глаза своему будущему студенту, поговорить минут двадцать, все-таки шесть лет работать придется.

Я понимаю, стандартизация и глобализация – но можно хоть в глаза посмотреть?

И если уж два экзамена в одно лето – чересчур, то почему б отказаться от школьного экзамена? Пусть останется один университетский.

И тогда, есть надежда, некоторые университеты пойдут на то, что не по тестам и не по сочинениям будут отбирать абитуриентов – придумают что-нибудь активное и креативное. В конце концов, им же нужны умные студенты.

И некоторые школы, быть может, будут ориентироваться на такие университеты. Большинство вузов останется, ясно дело, вполне традиционными. Будут проверять сочинения, спрашивать даты, давать тесты.

Но кое-кто будет проверять умение думать, фантазировать, решать нестандартные задачи, писать тексты «от себя».

И разорвется замкнутый круг тупых тестов и сочинений.

Вот времена настанут...

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
lugermaxotto
Sep. 8th, 2010 02:42 pm (UTC)
Как интересно. Какие именно "американские тесты" имеются в виду? И какая система образования "лучшая в мире"? По каким, кстати, критериям?
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 03:29 pm (UTC)
Фраза про тесты и лучшую систему саркастична.
lugermaxotto
Sep. 8th, 2010 03:35 pm (UTC)
ОК, спасибо за уточнение :) Между прочим, случай прямого заимствования штатовских школьных тестов был- насколько я помню, в Узбекистане.
(no subject) - rustam_kurbatov - Sep. 8th, 2010 03:41 pm (UTC) - Expand
antoshkin
Sep. 8th, 2010 02:53 pm (UTC)
Конечно, смена парадигмы, при которой выпускник школы вместо аттестата с полученными в результате всеобщей нервотрепки оценками несет с собой портфолио своих работ на собеседование в универ или сразу в отдел кадров какого-нибудь предприятия, по своему красива, но как ни крути, а без автоматизации проверок хотя бы какой-то части базовых знаний, которые требуются для "мягкого старта" выпускника на новом месте, обойтись будет трудно. Да и представить себе ситуацию, при которой ректор вуза или декан факультета или заведующий кафедрой или иной достойный член экзаменационной комиссии будут смотреть в глаза всем выпускникам, которые приходят в вуз при конкурсе, превышающим 10 человек на место (а ведь есть и более серьезная конкуренция в отдельных ВУЗах), довольно сложно, ибо очень скоро они перестанут в этих глазах видеть то, что, быть может, там на самом-то деле присутствует. Глаз "замылится". Хотя это, Вы правы, может быть решено посредством "чего-нибудь активного и креативного".

Самое-то главное, что заставляет сомневаться в том, что в ближайшем будущем такие времена настанут, это наличие всей той управленческой надстройки над школами, которая в массе своей скорее школы давит и лишает самостоятельности, требуя взамен цифры и буквы, символизирующие собой успешное движение вперед, к прогрессу общества потребителей.. А значит, школы в ближайшем будущем по прежнему будут обязаны пришивать к форме своих выпускников штрих-код, содержащий сведения о качестве произведенного человеческого продукта. Пока не вижу, что может изменить эту ситуацию..
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 03:28 pm (UTC)
Конечно, это очень черновой набросок. Без деталей.
И, может быть, на перспективу.
Представьте, что Вы в редакции должны брать на работу любого, кто получил некий балл на каком-то едином тестировании.
(no subject) - antoshkin - Sep. 8th, 2010 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rustam_kurbatov - Sep. 9th, 2010 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Sep. 10th, 2010 02:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - rustam_kurbatov - Sep. 10th, 2010 09:25 pm (UTC) - Expand
worczun
Sep. 8th, 2010 04:13 pm (UTC)
Как преподавателю вуза, мне абсолютно все равно, посмотрел ли мой коллега (один из пяти десятков!) в глаза абитуриенту или нет.

Зато мне не все равно, что оценки, поставленные моим коллегой А., не вполне сопоставимы с выставленными моим же коллегой Б. А у уважаемого коллеги В. оценки, выставленные в начале экзамена, не эквивалентны выставленным в конце.

Это даже мне, работающему в вузе муниципальном. Если же бы я работал в федеральном - заведомо предпочел бы обойтись без "глаз", но иметь шансы отловить хорошего абитуриента с периферии, который на устный экзамен ехать побоится банально (дорого, а шансы свои оценивает невысоко, ага).

Что в этом качестве даже нынешний кривоватый и коррумпированный ЕГЭ работает, признал в прошлом году даже декан фундамеда :))

Почему агнлийские и американские вузы принимают именно по результатам удаленных тестов? Не только американские провинциальные - но и Гарвард, Массачусетс, Манчестер? Или Вы серьезно полагаете, что МГУ (за вычетом трех-четырех факультетов) все еще с ними ровня? :))

Есть, правда, "маленькая" разница... SAT делают по инициативе, под эгидой и под контролем свободной ассоциации университетов США. А ЕГЭ делает бюрократизированный ФИПИ. Может, собака здесь порылась, а не в "глазах абитуриента"?
(Deleted comment)
worczun
Sep. 8th, 2010 06:47 pm (UTC)
Та "южная" публика, которая покупает себе результаты, точно так же раньше покупала себе вузовские экзамены, и не надо делать вид, что это не так. Засилье странных людей, с трудом говорящих по-русски, на факультетах типа "государственное управление" обнаружилось лет так за семь до начала эксперимента по ЕГЭ. Как, впрочем, и столь же "странных" ребят из Находки, например.

А вот моим ученикам по Летней школе "Исследователь" из Калининграда, Удмуртии, Карелии и владимирских деревень ЕГЭ возможности поступать в Москву, Питер и Томск расширил. Чем они и воспользовались, и "почему-то" все числятся в лучших студентах на своих факультетах.

Палка о двух концах. И заметьте, именно разница между SAT и ЕГЭ, которую я отметил, как раз и создает тот "конец палки", который Вам не нравится. А вовсе не сам по себе факт введения национального тестирования.
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 05:44 pm (UTC)
Образование - дело личное. Учитель, особенно высшей школы, должен был бы иметь возможность посмотреть (не говорю "в глаза", так и быть), просто посмотреть на того, кого он будет учить.
(no subject) - worczun - Sep. 8th, 2010 06:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 05:39 pm (UTC)
Сочинение действительно очень мертвый жанр: умение писать то, что не думаешь, тем языком, которым не говорят и не пишут.
(Deleted comment)
(no subject) - rustam_kurbatov - Sep. 8th, 2010 05:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - worczun - Sep. 8th, 2010 06:55 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - worczun - Sep. 8th, 2010 07:30 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - worczun - Sep. 8th, 2010 09:22 pm (UTC) - Expand
olgapisaryk
Sep. 8th, 2010 06:54 pm (UTC)
В Штатах уже давно дебатируют валидность SAT тестов. Вот например: http://patfarenga.squarespace.com/pat-farengas-blog/2010/8/4/latest-research-tests-of-general-mental-ability-are-flawed.html

Другое дело, что бизнес по проведению стандартизированных тестов - это очень большие деньги и очень сильное лобби.

Ну и справедливости ради надо заметить, что дети обычно пишут тесты за год до окончания школы и у них есть несколько месяцев, чтобы осмотреться, куда документы подавать. И армии ни в США ни в Канаде нет призывной, так что если никуда и не поступишь, то тоже ничего страшного. И университеты многие набирают абитуриентов по собеседованиям и портфолио уже сейчас.
worczun
Sep. 8th, 2010 07:02 pm (UTC)
А никто и не спорит, что в SAT полно своих тараканов. Я так даже не спорю, что Равен-младший в подавляющем большинстве своих тезисов абсолютно прав. Вот только мы находимся (в смысле развитости систем оценивания и экспертизы) на дотестовом уровне, и в большинстве случаев критикуем testing именно с этих позиций. А критики тестирований в англо-саксонском мире ищут посттестовый этап. Я не спорю, что и нам надо именно о нем думать, но для этого мало-мальскую культуру testing все равно освоить необходимо :)

Что до социального бэкграунда типа отсрочек от армии, так он разрушает систему образования в любом случае, и поэтому не является основанием для принятия или не принятия каких-либо решений частных проблем этой системы. Имхо.

Набор по портфолио - ближайшая перспектива, но Вы видели, какие портфолио собирают в России? И если тестовую культуру мыслимо развить в относительно короткие сроки, то для выхода на уровень серьезных портфолио нужны десятилетия...
olgapisaryk
Sep. 8th, 2010 07:44 pm (UTC)
Вы правы насчёт до- и пост-тестового этапов. Только мне лично не очень интересно думать о каменном веке (который, допустим, ещё не завершился), если я вижу уже возможности бронзового.

Ближайшая перспектива мне не особенно интересна, потому что это будут судорожные всхлипы умирающего. А вот в отдалённой (или не очень отдалённой) перспективе я вижу следующие варианты постсреднего образования (постсреднее - это условно, потому что школы в том виде, как она существует сейчас, тоже не будет): 1. Самоуправляющиеся универы по типу средневековых. Где будут принимать по собеседованию, рекомендациям, портфолио и, возможно, с испытательным сроком. Таких заведений будет не много и поступать туда будут не многие, потому что особых преимуществ, кроме возможности жить среди таких же гиков, учёба в них давать не будет.
2. Основная масса будет получать образование в университетах открытого типа, он-лайн.
3. Профессиональное образование путём работы подмастерьями.

И понятно, что учиться люди будут всю жизнь путём комбинаций всего вышеперечисленного.
(no subject) - worczun - Sep. 8th, 2010 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rustam_kurbatov - Sep. 9th, 2010 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgapisaryk - Sep. 17th, 2010 04:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - worczun - Sep. 17th, 2010 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgapisaryk - Sep. 17th, 2010 08:44 pm (UTC) - Expand
( 33 comments — Leave a comment )