?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЕГЭ и американские тесты разрушили лучшую в мире систему образования?..

Какая разница: тест или сочинение? Та же мертвечина.

Но по поводу ЕГЭ есть другое сомнение.

Я представляю себя членом приемной комиссии какого-нибудь университета. Мне бы хотелось взглянуть в глаза своему будущему студенту, поговорить минут двадцать, все-таки шесть лет работать придется.

Я понимаю, стандартизация и глобализация – но можно хоть в глаза посмотреть?

И если уж два экзамена в одно лето – чересчур, то почему б отказаться от школьного экзамена? Пусть останется один университетский.

И тогда, есть надежда, некоторые университеты пойдут на то, что не по тестам и не по сочинениям будут отбирать абитуриентов – придумают что-нибудь активное и креативное. В конце концов, им же нужны умные студенты.

И некоторые школы, быть может, будут ориентироваться на такие университеты. Большинство вузов останется, ясно дело, вполне традиционными. Будут проверять сочинения, спрашивать даты, давать тесты.

Но кое-кто будет проверять умение думать, фантазировать, решать нестандартные задачи, писать тексты «от себя».

И разорвется замкнутый круг тупых тестов и сочинений.

Вот времена настанут...

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
lugermaxotto
Sep. 8th, 2010 02:42 pm (UTC)
Как интересно. Какие именно "американские тесты" имеются в виду? И какая система образования "лучшая в мире"? По каким, кстати, критериям?
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 03:29 pm (UTC)
Фраза про тесты и лучшую систему саркастична.
lugermaxotto
Sep. 8th, 2010 03:35 pm (UTC)
ОК, спасибо за уточнение :) Между прочим, случай прямого заимствования штатовских школьных тестов был- насколько я помню, в Узбекистане.
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 03:41 pm (UTC)
Тогда так: американские тесты разрушили лучшую в мире узбекскую систему образования
antoshkin
Sep. 8th, 2010 02:53 pm (UTC)
Конечно, смена парадигмы, при которой выпускник школы вместо аттестата с полученными в результате всеобщей нервотрепки оценками несет с собой портфолио своих работ на собеседование в универ или сразу в отдел кадров какого-нибудь предприятия, по своему красива, но как ни крути, а без автоматизации проверок хотя бы какой-то части базовых знаний, которые требуются для "мягкого старта" выпускника на новом месте, обойтись будет трудно. Да и представить себе ситуацию, при которой ректор вуза или декан факультета или заведующий кафедрой или иной достойный член экзаменационной комиссии будут смотреть в глаза всем выпускникам, которые приходят в вуз при конкурсе, превышающим 10 человек на место (а ведь есть и более серьезная конкуренция в отдельных ВУЗах), довольно сложно, ибо очень скоро они перестанут в этих глазах видеть то, что, быть может, там на самом-то деле присутствует. Глаз "замылится". Хотя это, Вы правы, может быть решено посредством "чего-нибудь активного и креативного".

Самое-то главное, что заставляет сомневаться в том, что в ближайшем будущем такие времена настанут, это наличие всей той управленческой надстройки над школами, которая в массе своей скорее школы давит и лишает самостоятельности, требуя взамен цифры и буквы, символизирующие собой успешное движение вперед, к прогрессу общества потребителей.. А значит, школы в ближайшем будущем по прежнему будут обязаны пришивать к форме своих выпускников штрих-код, содержащий сведения о качестве произведенного человеческого продукта. Пока не вижу, что может изменить эту ситуацию..
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 03:28 pm (UTC)
Конечно, это очень черновой набросок. Без деталей.
И, может быть, на перспективу.
Представьте, что Вы в редакции должны брать на работу любого, кто получил некий балл на каком-то едином тестировании.
antoshkin
Sep. 8th, 2010 06:40 pm (UTC)
Конечно же, в главном Вы правы: критерием для преодоления потенциальным кандидатом шлагбаума, перекрывающего вход в учебное заведение или потенциальное место работы, не должны быть цифры и бумажки. Входящий должен продемонстрировать каким-то образом, что он знаком с "лицензионным соглашением" и готов дальше действовать в рамках этой организации по тем правилам, которые для нее установлены. И, наверное, он должен понравиться "вахтеру" для того, чтобы тот согласился открыть шлагбаум.
Кстати, Рустам Иванович, а у Вас в школе бывают ситуации, когда Вы вынуждены отказывать родителям в приеме на обучение в Вашу школу детей по причинам, не связанным с недостаточной платежеспособностью потенциального кандидата? Ведь у Вас-то на входе точно бумажек не требуется. Что может быть причиной для отказа? Если не секрет, конечно.
p.s. Если вдруг Вы уже писали об этом, простите пожалуйста. На сайте школы я этого в явном виде не разглядел, впрочем как и в Вашем ЖЖ, но при этом допускаю, что я не разглядел того, что лежит на самом видном месте :)
Если коротко на мой вопрос не ответить, то отвечать не надо. Ценю Ваше время. Вопрос задал из простого любопытства, хотя он косвенно и связан с Вашим постом.
rustam_kurbatov
Sep. 9th, 2010 06:45 pm (UTC)
Павел, для Вас http://rustam-kurbatov.livejournal.com/8697.html, специально.
antoshkin
Sep. 10th, 2010 02:43 am (UTC)
Спасибо, Рустам Иванович. Таким образом, если я правильно все понял, основаниями для отказа в принятии в Вашу школу ребенка могут быть либо отсутствие свободных мест, либо... "вдруг" изменившиеся во время собеседования с Вами намерения самих родителей, которые до поездки не вполне представляли, куда они пытаются отдать своего ребенка? :)
В конце-то концов и со сложными родителями можно, наверное, работать, и постепенно (хотя гораздо медленнее, чем детей) и их приучать к открытости и творческому подходу к жизни, превращая из клиентов в партнеров :)
rustam_kurbatov
Sep. 10th, 2010 09:25 pm (UTC)
Можно! Не берем только откровенно неприятных людей. А они к нам не идут. Почитают сайт и блог - всё ясно, нам тут делать нечего...
worczun
Sep. 8th, 2010 04:13 pm (UTC)
Как преподавателю вуза, мне абсолютно все равно, посмотрел ли мой коллега (один из пяти десятков!) в глаза абитуриенту или нет.

Зато мне не все равно, что оценки, поставленные моим коллегой А., не вполне сопоставимы с выставленными моим же коллегой Б. А у уважаемого коллеги В. оценки, выставленные в начале экзамена, не эквивалентны выставленным в конце.

Это даже мне, работающему в вузе муниципальном. Если же бы я работал в федеральном - заведомо предпочел бы обойтись без "глаз", но иметь шансы отловить хорошего абитуриента с периферии, который на устный экзамен ехать побоится банально (дорого, а шансы свои оценивает невысоко, ага).

Что в этом качестве даже нынешний кривоватый и коррумпированный ЕГЭ работает, признал в прошлом году даже декан фундамеда :))

Почему агнлийские и американские вузы принимают именно по результатам удаленных тестов? Не только американские провинциальные - но и Гарвард, Массачусетс, Манчестер? Или Вы серьезно полагаете, что МГУ (за вычетом трех-четырех факультетов) все еще с ними ровня? :))

Есть, правда, "маленькая" разница... SAT делают по инициативе, под эгидой и под контролем свободной ассоциации университетов США. А ЕГЭ делает бюрократизированный ФИПИ. Может, собака здесь порылась, а не в "глазах абитуриента"?
(Deleted comment)
worczun
Sep. 8th, 2010 06:47 pm (UTC)
Та "южная" публика, которая покупает себе результаты, точно так же раньше покупала себе вузовские экзамены, и не надо делать вид, что это не так. Засилье странных людей, с трудом говорящих по-русски, на факультетах типа "государственное управление" обнаружилось лет так за семь до начала эксперимента по ЕГЭ. Как, впрочем, и столь же "странных" ребят из Находки, например.

А вот моим ученикам по Летней школе "Исследователь" из Калининграда, Удмуртии, Карелии и владимирских деревень ЕГЭ возможности поступать в Москву, Питер и Томск расширил. Чем они и воспользовались, и "почему-то" все числятся в лучших студентах на своих факультетах.

Палка о двух концах. И заметьте, именно разница между SAT и ЕГЭ, которую я отметил, как раз и создает тот "конец палки", который Вам не нравится. А вовсе не сам по себе факт введения национального тестирования.
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 05:44 pm (UTC)
Образование - дело личное. Учитель, особенно высшей школы, должен был бы иметь возможность посмотреть (не говорю "в глаза", так и быть), просто посмотреть на того, кого он будет учить.
worczun
Sep. 8th, 2010 06:51 pm (UTC)
Нравится это или нет, но массовое образование, в том числе и профессиональное - дело технологичное. В любой высшей школе со студентом работает несколько десятков преподавателей. Как Вы себе мыслите эту самую "возможность посмотреть на" для ВСЕХ этих преподавателей, учитывая разницу их фреймов?

Личных учеников себе может набирать артист, художник и эзотерический гуру. Инженер, врач, научный работник? - увы или к счастью, но мы не в Афинах 5 в. до н.э.

Очень показательная вещь. Самым, пожалуй, шумным выступлением по поводу "безграмотных понабрали по ЕГЭ" за последнее время был текст преподов журфака МГУ. Одна маленькая деталь: на журфак решающим при приеме являлся и является творческий конкурс. Куда уж "креативней"...
(Deleted comment)
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 05:39 pm (UTC)
Сочинение действительно очень мертвый жанр: умение писать то, что не думаешь, тем языком, которым не говорят и не пишут.
(Deleted comment)
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 05:56 pm (UTC)
Может Вы и писали. Но требовалось другое.
worczun
Sep. 8th, 2010 06:55 pm (UTC)
Вы просто не сталкивались с хорошо сделанными тестами, видимо. Даже в закрытых заданиях (т.е. с выбором варианта) есть много возможностей выйти за рамки простого припоминания/угадывания. А уж задания открытого типа дают возможности, от сочинения отличающиеся очень мало.

Впрочем, и сочинение можно оценивать структурированно, делая результаты сопоставимыми и меньше зависящими от волюнтарного имхо проверяющего (что и отличает testing как принцип оценивания).
(Deleted comment)
worczun
Sep. 8th, 2010 07:30 pm (UTC)
Можно узнать, что Вы называете "хорошо сделанным тестом", если полагаете, что "тест - это просто выбор вариантов"?

Из второго отквоченного вытекает, как минимум, Ваше незнакомство с тестами открытого типа :)
(Deleted comment)
(no subject) - worczun - Sep. 8th, 2010 09:22 pm (UTC) - Expand
olgapisaryk
Sep. 8th, 2010 06:54 pm (UTC)
В Штатах уже давно дебатируют валидность SAT тестов. Вот например: http://patfarenga.squarespace.com/pat-farengas-blog/2010/8/4/latest-research-tests-of-general-mental-ability-are-flawed.html

Другое дело, что бизнес по проведению стандартизированных тестов - это очень большие деньги и очень сильное лобби.

Ну и справедливости ради надо заметить, что дети обычно пишут тесты за год до окончания школы и у них есть несколько месяцев, чтобы осмотреться, куда документы подавать. И армии ни в США ни в Канаде нет призывной, так что если никуда и не поступишь, то тоже ничего страшного. И университеты многие набирают абитуриентов по собеседованиям и портфолио уже сейчас.
worczun
Sep. 8th, 2010 07:02 pm (UTC)
А никто и не спорит, что в SAT полно своих тараканов. Я так даже не спорю, что Равен-младший в подавляющем большинстве своих тезисов абсолютно прав. Вот только мы находимся (в смысле развитости систем оценивания и экспертизы) на дотестовом уровне, и в большинстве случаев критикуем testing именно с этих позиций. А критики тестирований в англо-саксонском мире ищут посттестовый этап. Я не спорю, что и нам надо именно о нем думать, но для этого мало-мальскую культуру testing все равно освоить необходимо :)

Что до социального бэкграунда типа отсрочек от армии, так он разрушает систему образования в любом случае, и поэтому не является основанием для принятия или не принятия каких-либо решений частных проблем этой системы. Имхо.

Набор по портфолио - ближайшая перспектива, но Вы видели, какие портфолио собирают в России? И если тестовую культуру мыслимо развить в относительно короткие сроки, то для выхода на уровень серьезных портфолио нужны десятилетия...
olgapisaryk
Sep. 8th, 2010 07:44 pm (UTC)
Вы правы насчёт до- и пост-тестового этапов. Только мне лично не очень интересно думать о каменном веке (который, допустим, ещё не завершился), если я вижу уже возможности бронзового.

Ближайшая перспектива мне не особенно интересна, потому что это будут судорожные всхлипы умирающего. А вот в отдалённой (или не очень отдалённой) перспективе я вижу следующие варианты постсреднего образования (постсреднее - это условно, потому что школы в том виде, как она существует сейчас, тоже не будет): 1. Самоуправляющиеся универы по типу средневековых. Где будут принимать по собеседованию, рекомендациям, портфолио и, возможно, с испытательным сроком. Таких заведений будет не много и поступать туда будут не многие, потому что особых преимуществ, кроме возможности жить среди таких же гиков, учёба в них давать не будет.
2. Основная масса будет получать образование в университетах открытого типа, он-лайн.
3. Профессиональное образование путём работы подмастерьями.

И понятно, что учиться люди будут всю жизнь путём комбинаций всего вышеперечисленного.
worczun
Sep. 8th, 2010 09:25 pm (UTC)
Я не могу, к сожалению, позволить себе роскошь думать только о светлом завтра, потому как вынужден обустраивать сегодня :))

Не со всем согласен в деталях, но общий тренд, как Вы его обозначили, мне представляется вполне правдоподобным.
rustam_kurbatov
Sep. 9th, 2010 06:49 pm (UTC)
Мне кажется, мы все пришли к согласию. Поразительно.
olgapisaryk
Sep. 17th, 2010 04:54 am (UTC)
А для обустраивания сегодня надо, наверное, добиваться, чтобы ученики ваших летних школ имели право поступать на профильные факультеты без экзаменов, по Вашей рекомендации. Университеты драться должны за таких абитуриентов, а не отфильтровывать их экзаменами. Потому что в данном случае жизнь - лучший фильтр.
worczun
Sep. 17th, 2010 08:20 pm (UTC)
Нет уж, спасибо. Потому что в реальной сегодняшней ситуации это приведет к тому, что на ЛШ я буду видеть не тех, кого мне там приятно видеть, а тех, кто рвется в престижные вузы. Таким образом уже убили практически предметные олимпиады, так что хватит.

Что же до наших летнешкольников, в подавляющем большинстве своем они и так поступают, притом туда, куда хотят сами. Так было и до ЕГЭ, так и при ЕГЭ остается :) При этом принципиальная позиция организаторов ЛШ - мы не готовим к поступлению в вуз, и не создаем преимуществ при поступлении. Не потому, что не можем, а потому, что не хотим.
(no subject) - olgapisaryk - Sep. 17th, 2010 08:44 pm (UTC) - Expand
( 27 comments — Leave a comment )