?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Десятисточие

Я, как директор школы, не прошу никаких бумажек от учителя. Что требует государство – мы берем сами понимаете где.  А внутри – лучше на словах…

Писать – наказание для учителя. Лучше урок провести, чем писать страницу текста. 

Хотя, конечно, писать - дело полезное. Письмо дает мысли оформиться – приобрести форму.

В какой-то книжке по бизнесу прочитал про одного менеджера высшего звена, который просил подчиненных, вносящих всякие предложения,  вместо часовых разговоров изложить суть предложения на одной странице. Изложить на одной странице – это дисциплинирует мысль.

И всё-таки мы отказались от бумажного оборота в школе.  Главная причина – «педагогическое письмо» невольно толкает человека в казенный,  ничего незначащий язык. Что тут о-формлять и дисциплинировать? Такие бумаги невозможно писать и еще невозможнее читать.

Поэтому единственная «бумага» которую в нашей школе пишет учитель, вместо всех планов и отчетов   – это десять  строк. Десятистрочие.

Начиная каждый проект (тему), в нашей школе это примерно 8-10 уроков, учитель пишет десять строк – о том, что он хочет делать.

Городу и миру. Детям, родителям и коллегам – десять  строк о сути и смысле предстоящей работы. Что мы будем делать? Зачем? И чем всё это кончится?

И это оказалось делом трудным – труднее календарного планирования! В нескольких строчках сказать о главном: и чтоб дети встрепенулись, и родители оценили, и директор понял…

Эти десять строк – исключение из правила «никаких бумаг»,   потому что в этих строках как раз и должна выразить себя мысль.

Несколько «десятистрочий»

Литература, 5 класс

Чего больше всего хотят одиннадцатилетние дети? Общаться, двигаться, играть. А их родители? Чтобы дети читали хорошие книжки… Мы читаем сказки и мифы: африканские, китайские, индейские, - и показываем их «на сцене». Вот как прошло первое занятие. Кирилл В. подарил идею. «Я предлагаю поставить, - сказал он, - сказку о том, как один король решил построить лестницу до Луны». Сценарий был готов через 40 минут. У нас получилась «китайская сказка» с трехглавым драконом, феей горного озера, императором Цинь Шу и прочими персонажами. К концу второго урока «спектакль» был готов, и мы показали его тут же ученикам 2 «б» класса, где учится Соня В, сестра одного из актеров…


История, 9 класс.

Предмет исследования – советское общество 70-90 годов. Недавнее прошлое, которое еще застали пятнадцатилетние подростки. Через фильмы, песни и рассказы родителей. Фильмы: «Город Зеро» - откуда нет обратной дороги, и «Убить дракона» - в котором дракона так и не убили… Песни: Высоцкий и Галич. И интервью, которое предполагается взять у лиц, переживших эту эпоху – у пап и мам. Смысл работы – дать широкое, стереоскопическое, видение истории. В узком, прикладном значении – учимся анализировать фильмы и тексты, пишем работы разных жанров, - что, конечно же, пригодится и на экзаменах.

Французский язык, 7 класс.

Всё вертится вокруг переписки. Реальной переписки с французскими школьниками (в этом году, три группы детей – три класса). Мы получили письмо. Его надо прочитать – учимся читать. Надо понять, что написано – учим новые слова и грамматические правила. И, наконец, надо ответить друзьям – пишем свое письмо… Параллельно идет учебник, ведь не всегда письма приходят прямо к уроку. Но всё же, главное – это переписка. И все аспекты языка: фонетика, лексика, грамматика, умение говорить и писать, - мы пропускаем через переписку.