?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История сделана из фактов… Необходимость запоминать: даты, имена, непонятные слова - делает этот предмет  нелюбимым  для ученика. Но дело не в том, что фактов много - они представлены в такой форме, которую не воспринимает ребенок.

Что взрослый человек помнит из школьного курса истории? Такой опрос был проведен среди преподавателей нашей школы. Нужно было назвать несколько «историй», запомнившихся со школьных уроков.

И вот результаты.



На третьем месте - рассказ об отмене крепостного права, в результате чего земли у крестьянина стало меньше, и он разорился.

На втором - рассказ о том, как немецкие «псы-рыцари» шли «свиньей».  Речь идет, понятно, о Ледовом побоище.

И особо отметим признание учителя истории(!): единственное, что он запомнил из школьного курса истории - что римляне не носили штанов.

Почему же из тысяч историй, рассказанных за 7 лет изучения истории, нашим учителям (которые, наверно, неплохо учились в школе) запомнилось не больше десяти? Притом часто одних и тех же? И достаточно специфических?

Ответ прост. Остальные истории прошли мимо сознания ученика. Сознание, память не «уловили» эти факты,  они передавались учителем будто на «другой волне». На  волне, на которой не работает «воспринимающее устройство» ребенка.

На какой же «волне» оно работает? Ребенок (и взрослый) лучше воспринимает не  отвлеченные мысли - а  информацию, либо нарисованную (картинки в учебнике), либо,  которая  как бы  РИСУЕТСЯ   в голове. Иначе, говоря - ОБРАЗ.

И если Вы, прочитав эти страницы, не согласитесь с мнением автора, но вспомните  слова о «воспринимающем устройстве» - значит,  все верно. Вы, взрослый читатель, запомнили не рассуждение -  а КАРТИНКУ: приемник, антенна, шкала частоты...

Вернемся к рейтингу запомнившихся историй. Отмена крепостного права: слова  об отрезках, величине земельного надела и выкупных платежах остались бы словами, которые испарились бы  из памяти после опроса на следующем уроке,  если б не  карикатура в учебнике: стоит мужик на одной ноге, земли - ровно размером с лапоть, и чешет затылок. Помните?

Ледовое побоище. Тут дело даже не в иллюстрации (хотя какая-то схема была). Слова сами рисуются в голове - это гениальный образ, даже два образа. Первый - «псы-рыцари»! И десятилетний ребенок на всю жизнь представляет себе крестоносцев, а заодно и всех немцев ясно в каком виде. «Свиньей»! Это удар ниже пояса по детскому восприятию. Наверно, впечатлительный ребенок после этого рассказа не будет спать ночь.

Третий рассказ, о  том,  что римляне не носили штанов, думаю, теперь не нуждается в комментариях.

300

Фрагмент книги "Попытка Другой школы"

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
lugermaxotto
Dec. 16th, 2013 03:48 pm (UTC)
Это да. Такие образы нужны и студентам- и они их получают (вроде совершенно детского восторга от того, что прямая запись одного байта по одному адресу заставляет компьютер запищать- и чтобы он заткнулся, туда нужно записать что- нибудь другое)- а прямая работа с регистрами после этого становится на уровень веселой и фиксирующейся на уровне коленного рефлекса игрой.
Ну или какой бы образ древнего Рима пошел бы в детское сознание такой же меркой- кроме отсутствия штанов? Ну, навскидку: детские игры в суд, изучение- уже тогда!- истории :) мини- блоки например- ну сразу лезет напроь неправильный римлянин Сципион Африканский, то, что вроде бы умирающая Империя все же победила не кого- там, Атиллу на Каталауанских полях... Фрески в доме Феликса Помпеянца, убившего Спартака, отсутствие тела того же Спартака и так далее.
( 1 comment — Leave a comment )