?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недоматематики

Гуманитарный и математический классы в старшей школе. Как происходит распределение учеников?  Кто силен в математике – тот идет в математический класс. Остальные – гуманитарии.

Гуманитарии в современной школе – это «недоматематики».  Кто не дотянул, не смог, не осилил. Кому не дано…

 

Потому что гуманитарные науки в школьном понимании – это те же технические науки, но не столь высокого уровня. Не требующие большого ума.

Это следствие европейского нововременного понимания: настоящими науками являются математика и физика, а «науки о духе» стоят ступенькой ниже. Они не имеют своей методологии, а пользуются научным аппаратом точных наук.

Поэтому мы на уроках истории так много говорим о причинных связях и рисуем всякие таблицы. 

На самом же деле, история и литература -  совсем другая область человеческого духа. Как музыка или живопись.

Comments

rustam_kurbatov
Sep. 6th, 2010 07:51 pm (UTC)
Воспроизводит процессы. С 17 века в Европе сложилось приедставление о первородстве точных и естестевенных наук над "науками о духе". И о математике как науке наук.
worczun
Sep. 6th, 2010 08:25 pm (UTC)
Разве? :) Давайте разберемся. Декарт и Спиноза, да. Но дальнейшее Просвещение наряду с картезианством удерживает еще и доставшееся в наследство от Ренессанса восхищение философией и филологией, как минимум. Потом XIX век, а в нем, кроме "точных" наук - еще вполне описательное естествознание и "темное" гегельянство.

Позитивизм уже к концу века встречает мощную неокантианскую оппозицию ("науки о духе" - это ведь оттуда, не так ли?). И дальше - постоянная борьба двух тенденций.

В минувшем столетии, пожалуй, действительно было несколько пиков физико-математической гегемонии. Но было и другое. Были количественные методы в социальных науках. И была (и есть) сильная "антиточная" реакция.

Так что все не так однозначно с "внешкольными" тенденциями. А вот в школе - там все однозначно: математика - это не для всех, а вот литература - она "простая", она для всех.

Классический случай ведь (не знаю, как у Вас в лицее, а я с этим сталкивался сам, да и от коллег много раз слышал) - историю приятней преподавать в матклассе, чем в "гуманитарном". Просто потому, что в "математики" собраны не те, кому точные науки ближе гуманитарных - а просто те, кто умеет лучше учиться :))
desreiniger
Sep. 7th, 2010 06:40 am (UTC)
Рустам Иванович, с XVII веком всё не так однозначно.Наследие Декарта во Франции было "утоплено" в спорах о религиозной рациональности (Мальбранш, Боссюэ), а в Германии Лейбниц создал ему мощную альтернативу, поскольку видел эту живую связь точности счёта и точности выражения. И эта традиция живой связи сохранялась весь XVIII век. Только в XIX из-за революции этот духовный аристократизм потерял свою целостность.
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 02:30 pm (UTC)
Про Мальбранша слаб поддержать разговор. Кажется, но не уверен, что все колебания, о которых ВЫ говорите, это "сезонные колебания" на фоне общей линии Нового времени - торжества точных наук и математики.

А слова о том, что "историю приятней преподавать в математическом классе" - это аргумент в мою, простите, пользу. Потому что ни в школьной истории, ни в школьной литературе нет ничего специфически историко-литературного. Просто это "низшая математика".

Никто ж не скажет, что "музыку проще преподавать в математическом класее"
worczun
Sep. 8th, 2010 04:20 pm (UTC)
Поскольку аргумент, который Вы почему-то сочли "в Вашу пользу" - все-таки мой, я и отвечу... хоть лучше - спрошу :)) Вы правда думаете, что историю из "низшей математики" надо превратить в "низшую музыку"?

А сам аргумент сформулирую по-другому, извольте. Я знаю целый ряд учившихся в "физико-математических" классах, ставших замечательными гуманитариями. И ни одного - наоборот.
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 04:35 pm (UTC)
Именно это я и хотел сказать: гуманитарии в современном и школьном понимании - это "недоматематики". Математика - выше гуманитарных наук. Получив математическое образование, можно спуститься на ступень ниже и стать "гуманитарием". Но не наоборот.
desreiniger
Sep. 8th, 2010 06:02 pm (UTC)
Я посмотрел свой текст -по-моему, не писал про "низшую математику". У Лейбница в центре - его религиозность и философия всеобщей гармонии, а новый способ исчисления - это следующий из этого единства дискурс. Посылаю сегодняшние записи лекций Иванова: http://narod.ru/disk/24652294000/VCE_100908_001.MP3.html.
rustam_kurbatov
Sep. 8th, 2010 06:13 pm (UTC)
Это было возражение на комментарий Александра.
Иванова качаю. Большое спасибо