?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дышите!

Кстати, о запятых.
Восемь видов придаточных в сложноподчиненном предложении: определения, обстоятельства, уступки, - вся эта ахинея, на которую уходят лучшие годы отрочества, - только для того нужна, чтоб ставить запятые.
А просто всё: запятая – это пауза, для вдоха. Дышите!
Так вот: даем ученикам любой текст и читаем его, делая паузы, где надо. Потом даем тот же текст, со стертыми запятыми: помните, где дышать надо?
Так можно научиться правильно ставить эти крючки без всякого грамматического мракобесия.
Быть может, рассерженный учитель русского языка найдет в этом тексте пару лишних или пропущенных запятых – ну и ладно.
Я не смог убедить учителей нашей школы «правильно дышать» - если кто-нибудь возьмется, расскажите.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
simfeya
Nov. 3rd, 2013 08:25 am (UTC)
ага, нет лучшего способа научить детей ставить запятые неправильно, как Ваш.
Я объясняю про сложное предложение и однородные члены даже третьеклашкам, и дети понимают всё очень хорошо.
Всё дело в том, что 90% знаков в русской пунктуации - структурные, и только 10% интонационные.
lagushka
Nov. 3rd, 2013 08:29 am (UTC)
Виды придаточных - это логика. Они не нужны для запятых. Чтобы ставить запятые в сложном предложении, достаточно видеть границы простых предложений в составе сложного и совсем не нужно определять вид придаточного.
А вот логика развивается, да. И речь обогащается. И умение по-разному оформить мысль в зависимости от цели. Логика - это не мракобесие.
А запятые - это совсем не паузы. Запятые - это чаще логические знаки. Есть огромное количество примеров, когда пауза есть, а запятой быть не должно и не меньше примеров, когда запятая в речи не обозначается паузой.
В общем, да. Если Вы считаете, что изучение видов придаточных нужно для постановки запятых, то да - Вы занимаетесь мракобесием, бросайте это дело;)
lagushka
Nov. 3rd, 2013 08:30 am (UTC)
Упс:-) Запятую пропустила...:-)
chepuhovinka
Nov. 3rd, 2013 11:18 am (UTC)
Мука одна с этими придаточными. Да, для постановки запятой достаточно видеть границы простых предложений в составе сложного, а типы придаточных - это научная классификация, которая подросткам совершенно ни к чему. И всегда я чувствую, насколько эти мои уроки скучны для старшеклассников, насколько им не нужна для жизни эта типология. А сделать из нее интересное, урок-игру уже не получается: детки из игр выросли...
milena73
Nov. 7th, 2013 01:25 pm (UTC)
Как исподволь ребёнку внушается неприязнь к родному русскому языку. Каждый день капля за каплей,на каждом уроке. Мои дальнейшие стенания по поводу русского языка в школе никак не касаются учительницы моего сына -- она должна преподавать по утверждённой Министерством образования программе и умудриться при этом втиснуться в сокращённое с этого учебного года количество часов.

Итак,вчерашняя "домашка" по русскому языку. Первое упражнение: переписать в тетрадь два десятка слов с орфограммой на различие ребёнком приставки и предлога (например:(за)городный и (за)городом).Всё бы ничего. Да только вот,когда ребёнок жил со мной полгода в командировке во 2 классе (учебники по русскому кстати я тогда просто выкинула) такого рода упражнения выполнял на тренажёре Узоровой,Нефёдовой. На такое в точности упражнение у него уходило минуты 3 (подчеркнуть как надо написать и показать приставку или предлог).Вчера он делал упражнение в "домашке" 40 минут. Потому что скучно было.

Второе упражнение: Дан отрывок из литературного произведения.Нужно расставить запятые (перед союзами А,НО и между однородными членами предложения.Ещё нужно переписать это упражнение в тетрадь. Ребёнок в фабричной рабочей тетради к учебнику русского языка всё подчёркивает,расставляет запятые. Теперь писанина. Опять на полчаса. Потому что скучно.

Вопрос.Чего было бы интересно моему дитятке. Чтобы и по программе успевал,и урок был в удовольствие? Когда ребёнок мой не ходил в школу,то у нас была тетрадь по чистописанию (чтоб не забывал,как надо разборчиво писать),тренажёр Узоровой-Нефёдовой (6 упражнений на разные орфограммы примерно на 20 минут) и творческое задание --писанина собственно. На дом во вчерашней "домашке" я бы задала первое упражнение в тренажёре Узоровой-Нефёдовой (плюс ещё парочку),второе упражнение с подчёркиваниями в рабочей тетради без списывания (плюс ещё парочку таких же упражнений,распечатанных на принтере и розданных индивидуально) А письменно задала бы небольшое эссе 12-15 предложений на тему "Как проходит моя тренировка" ( к примеру) с требованием включить в текст не менее 2 предложений с союзами А,НО, не менее 4 предложений с однородными членами предложения, и по одному предложению по по схемам построения предложения --сейчас они такие проходят). ВОТ МОЙ РЕБЁНОК БЫ ПЫХТЕЛ!!!!

Ну почему учебники пишут авторы,которые напрочь убивают интерес ребёнка к языку? Ну почему нельзя дать ребёнку САМОМУ пробовать изучать свой родной язык, научиться видеть его красоту,ценить его и дорожить этим богатством? Вопросы риторические...

Edited at 2013-11-07 01:27 pm (UTC)
sib_bace4ka
Nov. 8th, 2013 07:07 am (UTC)
Рустам Иванович, а когда учёба начинается - 11-го или 12-го?

Я вот не любил русский, но любил читать и мимо всех правил более-менее справлялся с орфографией и пунктуацией - на автомате. Хотя, начинаешь меньше читать - автоматизм уходит и запятые путаются всегда. Нынешние же дети и читают мало, и не пишут почти совсем. В контактике хороший есть знак препинания - новая строка. Зачем им вообще запятые...
piafedith
Nov. 13th, 2013 03:25 pm (UTC)
как точно сказано! спасибо
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek