?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это может каждый!

Школа должна бы учить думать. Что тут добавишь? Разве  одно слово: «Всех». Возиожно это?
Думать – то есть самому искать ответы.
И тут есть два возражения. Первое: «сам» - это  один, самый реактивный, раньше других прокричавший; остальные – повторяют, не думая. Второе: чтобы «думать» – нужно время, а мы и «учить» не успеваем.
По первому пункту:  любой вопрос «на подумать» даем не  вообще – а группам, по два-три –четыре человека в каждой. Время пошло! Сначала  ответы от групп, потом можно и свою   версию предложить. Думают все.
Что лучше своих ответов – только свои вопросы! Все так же.  Что вам не понятно, что удивляет, что не вписывается – сформулируйте проблему. В тех же группах.
Когда знания быстро устаревают, единственное, чему должна была б учить школа – умению удивляться и задавать вопросы.
По второму возражению, что, дескать некогда, и «учить»-то не  успеваем.
Значит, учить надо быстрее!
Больше всего уходит времени на проверку знаний, на пересказ. Работ полезная, но тягомотная.
Так вот: будь то  рассказ учителя, текст или фильм;  после того. как прочитали, услышали и посмотрели– полезно составить план и «проговорить» материал.
Как догадались, всё просто:  проговариваем в группах, в полголоса. Полкласса говорит одновременно – а не один у доски.
Особенно хорошо идет, когда у каждого в группе был свой собственный текст.  Допустим, четыре человека – четыре разных текста.  Каждый читает свой и рассказывает его другим.  Грубо говоря, четыре параграфа за один урок.
Остается время подумать!
*
Вот две линии прорыва из пространства обычного урока.
Работа в группах: любой вопрос, простой или сложный – даем не всем вообще, а «на группу».
Исследовательский подход: от усвоения новой информации к постановке проблемы и поиску решения ее.
На пересечении этих двух линий  происходит настоящая термоядерная реакция!  Оказывается, можно учить всех, и не просто учить – а учить думать.
Это так просто. Это может каждый: и ученик, и учитель.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
i_tochka
Oct. 20th, 2013 06:25 pm (UTC)
Спасибо, Рустам Иванович:)
rustam_kurbatov
Oct. 20th, 2013 06:48 pm (UTC)
Спасибо, я старался. Полгода почти писал эти 30 строк
uuvasilev
Oct. 20th, 2013 07:51 pm (UTC)
Ох, Рустам Иванович, не каждый. Я ведь пытался у тебя в Лицее в группах работать. Ничего у меня не получалось. А ученики еще надо мной подсмеивались: "Вы это, Юрий Юрьевич, сами придумали, или Вам Рустам Иванович подсказал?"
rustam_kurbatov
Oct. 22nd, 2013 03:07 pm (UTC)
Я подсказал
glasha_zast
Oct. 21st, 2013 10:41 am (UTC)
по поводу «учить»-то не успеваем»
Сразу оговорюсь, я - не учитель, а любитель. Могу ошибаться, но вот как вижу ситуацию.
Весь материал развозится на долгие годы. Вот история. В младшей школе у нас есть предмет "Я и Украина" - смесь истории, приодоведения, бог знает чего еще. Учили уже про письменные, устные и вещественные памятники истории. К чему? Кто знает! А это уроки, страницы и страницы тетрадей. В 5-ом классе начинаем по-новому: памятники, вспомогательные исторические науки и пр. и пр.
Но вот разворачиваю "Иллюстрированную историю" Грушевского. У него сразу на первых страницах компактно и естественно вплетаются эти сами источники в историю Украины. Никаких отдельных часов изучения. Ребенок видит, откуда историки сведения берут и куда применяют.
Зачем было тратить часы и часы учебного времени, если это можно усвоить за урок?
То же с ВОВ. Вот учили они в младших классах дату освобождения Харькова. Она подвешена для них в воздухе, ни с чем не связана. Когда сын назвал 9-ое мая 45-го. Я достала карту и стала показывать, где Харьков и какая территория еще оставалась оккупированной. Т.е. 23 августа 1943 года - должно было зацепиться еще за что-то.
Недавно встретила ролик - https://www.youtube.com/watch?v=6cgxGTsQ68c. Общую картинку о войне ученик сложит. По ней ударно позаниматься месяц - и все! Остальное добавит худжожественная литература и т.п.
Дайте качественную историческую прозу пока маленькие дети. А когда смогут осилить доклады и подобные ролики, запасутся багажом знаний - изучаем более детально.
anastaja777
Oct. 21st, 2013 04:03 pm (UTC)
А у меня три класса в одном :) 1,2 и 3 и все учатся одновременно. И каждый по своей программе. Что посоветуете?
rustam_kurbatov
Oct. 22nd, 2013 03:10 pm (UTC)
Начать переписку с учениками лицея Ковчег
Работать в группах! Что еще посоветуешь!
anastaja777
Oct. 22nd, 2013 03:36 pm (UTC)
Спасибо! Группа получается только из 1 класса. А в 3-м - один ученик и во 2-м тоже один (
Но вот они бы могли переписываться. Оба мальчика. Найдутся желающие у вас ровесники?
( 8 comments — Leave a comment )