?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На уроках литературы в начальной школе – играть  в литературу.
В прямом смысле – как играют артисты на сцене. Играть литературный текст.

Раз в две недели, по пятницам – когда усталость накопилась и хочется сделать выдох – дети делают маленький спектакль. Это громко сказано, спектакль. Они  показывают – играют – то, что прочитали на уроках чтения. Стихи, сказки, рассказы, пьесы.

Site3
Дети готовы играть всё что угодно. С простейшими декорациями или без. После небольшой репетиции или с налета. Но обязательно, чтобы были зрители – человек десять хотя бы. И аплодисменты.

Играют все. Не было случая, чтобы кто-то капризничал и боялся выйти на сцену. Дело настолько простое и ясное – как игра в салки. Кто боится играть в салки?

Уговаривать не надо. Нужны костюмы и декорации – вот бумага и  краски. Не хватает – из дома принесем. Нужно выучить текст наизусть (вот она зубная боль начальной школы – учить наизусть) – лишь бы меня взяли на эту роль!

В автобусе по утрам читают (школа за городом и возим детей на автобусе), и не из-за страха, что учитель ругаться будет – мы делаем спектакль!

Техника чтения, выразительность, выучивание стихов наизусть, обязательное  домашнеео задание – этих проблем больше нет. Всё это – элементы Игры. Мелкие и незаметные.

Нравится – не то слово.
Радость! Радость от того, что я смог, что получилось, что «мне хлопали»!
После спектакля  прогулка на свежем воздухе на час, потому что спектакль  – это сильный эмоциональный взрыв. Собственно, то,  чего Школе обычно не хватает – взрыва  эмоций.

И это чувство радости – удовольствия - на физиологическом уровне  закрепляется в сознании ребенка, как нечто,  связанное с книгой.

Не ремень и  не пятерка – а удовольствие – вот он, «условный рефлекс» на чтение, выработанный в первом классе.  Можно надеяться, надолго.

Дать возможность ребенку наиграться вдоволь – другой задачи у начальной школы нет.
Наиграться вдоволь – это необходимо для душевного здоровья человека.
Для ощущения полноты жизни – того, что называют словом «счастье».

И если глаза светятся и он подпрыгивает от радости – это аргумент, единственный и достаточный. Больше доказательств не надо.

Но если и этого мало, если беспокоят серьезные вещи: «развитие мышления», «понимание литературы», «умение анализировать текст», если не дает покоя с первого класса вопрос:   «А когда их будут учить писать сочинения?» - что ж, давайте говорить не о физиологическом удовольствии, а о мышлении и понимании.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
nurlena
Oct. 19th, 2013 01:15 pm (UTC)
Замечательная у Вас школа :)
а разве не было детей стеснявшихся, неуверенных, не хотевших играть? Или в начальной школе таких мало?
rustam_kurbatov
Oct. 19th, 2013 01:52 pm (UTC)
маленькие почти не стесняются. Игра же
deti_obraz
Oct. 19th, 2013 01:32 pm (UTC)
Очень интересная идея с уроком литературы, благодарю)). Мы делаем постановки в рамках урока риторики, а тут можно соединить два урока.
Вы приглашали поговорить по поводу сочинений в начальной школе, звонила Вам и не застала))). Попробую еще позвонить. Прочитала Ваши посты по тегу "начальная школа", взяли интересные идеи с газетой и письмами. Возможно переписываться с вашими детьми? У нас 2-3 классы, живем в Горном Алтае, небольшая родительская школа, 7 учеников.
rustam_kurbatov
Oct. 19th, 2013 01:51 pm (UTC)
Звоните, иногда на уроках, а так - свободный. Даайте переписываться, ждем ваших писем, на этой неделе и наши дети должны написать, пошлем вам!
deti_obraz
Oct. 19th, 2013 03:34 pm (UTC)
Благодарю! Жаль, что в Вашей школе нет заочного обучения, моему сыну - восьмикласснику не хватает такой школы)).
natasha_toys
Oct. 19th, 2013 09:10 pm (UTC)
Порадовалась за Ввших учеников!
rustam_kurbatov
Oct. 20th, 2013 06:52 pm (UTC)
спасибо, они тоже радуются
astra_nat
Oct. 19th, 2013 09:16 pm (UTC)
Вашим ученикам можно позавидовать! И родителям учеников
rustam_kurbatov
Oct. 20th, 2013 06:53 pm (UTC)
спасибо. Я им, ученикам, передам это
( 9 comments — Leave a comment )