?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Школа Зеро

Кажется, путь модернизации  (обновления)  образования может привести нас назад - к Старой Доброй советской школе. 


АКТИВНЫЕ ДОСКИ и ПАССИВНЫЕ УЧЕНИКИ

Была эпоха всеобуча, потом – реформ, а сейчас – модернизации. Это слово определяет суть министерской политики. Но какой смысл вкладывается?

Кажется, под «модернизацией» и «инновациями»  понимается главным образом техническая сторона дела: интерактивные доски, персональные компьютеры, подключение школ к интернету. Кто ж спорит – конечно, каждая школа должна иметь выход в интернет. Но суть  ведь не в этом. «К доске пойдет… К доске пойдет…» Чувствуете, озноб по коже и поджилки дрожат? И какая разница, к какой доске «пойдет»: к деревянной или интерактивной…

Доска она есть доска. И национальный проект обеспечения школ «активными досками» только консервирует средневековую школу. Школу, где парты стоят рядами, а перед активной доской сидят пассивные ученики.

А это, кажется, самая инновативная наша инновация. Что уж говорить о прочих импульсах сверху. Я не буду приводить примеры, каждый учитель сам сможет составить список, если надо. Ясно одно: все эти «волны» инициатив сверху заканчиваются песчаными дюнами бумаг внизу.

ШКОЛА ЗЕРО.

Слушаю по телевизору…

Современная школа в критическом положении. Уровень образования низкий,  дети непослушны. По истории издано десяток учебников, низкого качества и с ошибками…  Такое положение   угрожает национальной безопасности страны, через  20-30 лет в России не будет ни хороших инженеров, ни врачей.  Государство должно уделять особое…

И мне  интересно: а какие выводы из этого мессаджа  делает нормальный обыватель?

Это всё   реформы последних двух десятилетий. Ведь раньше не было таких глупостей как  десяток учебников по одному предмету, с явными ляпами. Уровень образования лучше был, а про дисциплину уж говорить не будем…  И проблем с государственной безопасностью не было.

Впереди непонятно  что. Позади – хорошая и безопасная школа.  Куда идти-то?  Назад, к нашей старой доброй школе. Вот и получается, школа-из-которой-нет-дороги. Школа Зеро.

 

ПОКА СВОБОДОЮ ГОРИМ

Модернизация  Школы – противоречие в определении. Модернизация  армии, направленная на гуманизацию уставов и искоренение дедовщины? Модернизация  системы  пеницитарных учреждений по внедрению «личностно ориентированной» и «здоровьесберегающей» системы содержания…

Дело ведь  не в «обновлении»  фасада – а в том,  чтобы подумать о самих основах Школы как социального института. И ведь в девяностые годы, в эпоху великих педагогических реформ, были определены направления такого «думания».

Как представляется, два главных вектора  - это Свобода и Мышление.

Свобода. Снизить градус принуждения  можно лишь в том случае, если ребенку будет действительно интересно в школе и он будет понимать смысл того, что он делает.  А  для этого необходимо серьезно  сократить объем программ и дать больше возможности (свободы)  учителю  в выборе содержания и методов работы.


Мышление. Отказ от модели школы как водокачки, перекачивающей кубометры знаний, умений и навыков из учебников в головы детей. Отказ от мифологемы «прочного знания», потому что прочное знание – это всегда неподвижное, мертвое знание. Человек «с прочными знаниями» часто не способен думать.

Большей ценностью могло бы быть «живое знание»: умение удивляться, задавать вопросы, не понимать, смотреть со стороны, чувствовать и догадываться, «видеть сердцем». Это и есть мышление: критическое, самостоятельное, творческое.  Одним словом – мышление..

+++
«Ты никогда не уедешь отсюда…» Помните пророчество мальчика из фильма «Город Зеро»?

Я хотел только поделиться своими сомнениями по поводу ключевого тезиса нашей образовательной политики - «модернизации» школы.  Смысл слова ясен: модернизация – то есть, изменение в соответствии с требованиями времени,  движение вперед, осовременивание.  Я не говорю, что нет изменений и движения.  Есть, но почему-то получается, что это движение  назад, к той школе, которая была у нас двадцать-тридцать  лет назад.

Я не берусь объяснить причину  парадокса. Просто хочется найти всё-таки дорогу и выехать из этого Города.  И  чтобы  слова на граните:  «Любимому  папе от дочерей Юлии, Наташи, Тамары и Зинаиды», - оказались несбывшемся пророчеством.

 

 

Comments

desreiniger
Sep. 1st, 2010 06:09 pm (UTC)
Превосходно, но сейчас, по крайней мере, в московских условиях ни у кого не хватит сил и охоты, чтобы контролировать учителя концептуально. Проблема как раз в отсутствии концепции или в устарелости таковой: большинство учительского корпуса привержено советскому стилю жизни и своей педагогической деятельностью стараются отстоять то, что от него осталось. Между тем дети не представляют то время непосредственно, что порождает фрустрацию в общении.
dz0rin
Sep. 1st, 2010 09:13 pm (UTC)
Не знаком с законом, хотя знаю, что его уже начали обсуждать (например, в блоге ДАМ), что для многих он выглядит оторванным от жизни и, мягко говоря, непроработанным. Какой-либо государственной образовательной концепции, действительно, нет. Знаю одну достойную, автор которой госчиновникам её не отдаст, т.к. для него сама идея насаждения сверху какой бы то ни было концепции чужда. Нет и чётко определённых приоритетов в образовательной политике. Дискуссия, которую я имел в виду, идёт давно, но она не о "сокращении учителей" или "лишения их возможности творчества". На эту тему как-то стыдно дискутировать, по-моему. Ответы очевидны для любого. Хотя не знаю, может быть назрела необходимость отстаивать самые очевидные вещи?
desreiniger
Sep. 3rd, 2010 09:06 pm (UTC)
Разумеется, отстаивать очевидные вещи необходимо, потому что современное государство - и общество - риняли рациональную основу и требуют от человека рациональных же результатов, принуждая его воплощать в них свои природные склонности и способности. То, что они есть у большинства детей, выявляет нашу общность с остальными приматами ( для себя я считаю это важным и потому избрал такой юзерпик). Но, поскольку учителя, и в особенности, учительницы младших классов являются авангардом вышеуказанной социализации, они внимают прежде всего голосу государства - быстрее!
dz0rin
Sep. 4th, 2010 01:14 pm (UTC)
Честно говоря, не понял почти ничего из сказанного в этом комментарии, прошу прощения...
rustam_kurbatov
Sep. 5th, 2010 07:30 pm (UTC)
Ускоренный антропогенез в начальной школе.