?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

.Маша И. и Даша. Эти девушки учат французский второй год. Поэтому я всегда подыскивал для них особые роли: помочь другим выучить слова, поработать в группе. Выполняли роль с чувством достоинства. Камилль и Кемберли – их подружки из Аденвилля писали не всегда в срок. Маша по этому поводу громко возмущалась и отказывалась делать что-либо, если не было письма лично ей и именно на этой неделе.  Что ж... Времени протест Маши занимал много, поэтому договорились, что 10 минут каждую неделю будет сбор класса, чтобы обсуждать ход переписки. Эти 10 минут можно говорить, что думаешь и  критиковать учителя. Но в остальное время надо просто работать...  Иногда демократия надоедала Маше, и в этих случаях она останавливала сбор: хватит, давайте письма читать…

Даша – самая взрослая в нашей группе. Разумная. Без капризов и громких эмоций, без протестов, почему они нам сегодня не написали – Даша спокойно работала. Казалось бы,  чем гордиться:  одна спокойная девочка в классе. Но я уверен, что Даша  работала, потому что ей действительно было интересно, без всяких манипуляций с моей стороны.

Андрей. Первые десять минут с  урока – отходит от перемены. Дыхание учащенное. Пульс неровный. Портфель на столе. Через 10 минут с лица сходит здоровый румянец, Андрюша начинает искать ручку и пачку с письмами. Если работает – но с полной отдачей. Способен, хорошая память. Под конец года решил эмигрировать – вслед за Глебом. Я не пустил. Андрей – очень добрый и искренний  человек.  Когда мы получили диск из Бордо –  посмотрев, сказал: давайте и мы сделаем такой же. Конечно, не сделали. Не успели.  Но слова-то эти дорого стоят. Оценить это может человек, работающий в школе. В этом «давайте» – не было ничего ни от желания угодить ни мне, ни другим взрослым людям – это было чистое желание.

Соня. «Я не хочу ничего делать» – и это длилось два месяца. Соня – спокойный, разумный ребенок,  с которым в школе не было бы никаких проблем.  Чистые тетрадки, выполненное домашнее задание. И желание успеха. «Привет Самир! Пишет Соня. Я не очень сильна во французском языке... Но я хочу с тобой переписываться и дружить».  Больше всего ребенок боится в школе неуспешности и больше всего хочет – успеха. Любой ребенок. В чем причина двухмесячной забастовки?  Наверное, Соня, все поняла правильно, по-детски: мы будем переписываться, каждую неделю получать новое письмо – будет всё по-настоящему. А тут,  то мы во время письмо не отправим, то наши французы не пишут. Дети – везде дети. И получается опять как в школе: читаем не свои, а чужие письма, учим какие-то слова...

Я не знаю, этот год был поражением или победой.  Иногда  думаю, что это просто провал. Читают плохо,  говорить не могут, отдельные слова выучили… 

Результаты первого года были очень скромные. Но не потому, что «так нельзя выучить язык». Просто хотелось – и это, конечно, был левацкий (дурацкий) уклон  - сделать, чтобы переписка была совсем свободным и естественным делом. Чтоб без принуждения, как в жизни: вот получили письмо, давайте прочитаем, выпишем эти слова, давайте ответим – ведь  французские дети ждут нашего ответа… Вот так не получилось.

На второй год я  исправился. Стал требовать определенно. Письмо нужно правильно прочитать, выучить 30 слов, разобрать 1-2 грамматические конструкции, написать ответ. Немножко стало похоже на школу, но детям оказалось это понятнее. Они начали работать...

Я не говорю здесь о «неформальных результатах»: личность, осознание собственных интересов, удовольствие… Кто ж эти результаты измерит? К тому же, это французский – а не тренинг развития личности. Но  мне кажется, дети изменились.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
aknel
Sep. 23rd, 2013 05:59 pm (UTC)
Очень здорово. Я, когда думаю про школу для дочки, впадаю в тоску. И меня всегда радует, что есть школы, где интересно и по-настоящему.
rustam_kurbatov
Sep. 23rd, 2013 06:51 pm (UTC)
Спасибо. Я тоже впадаю, когда думаю о школе.
Olesya Astafeva
Sep. 24th, 2013 07:01 pm (UTC)
очент знакомая проблема. в нашей школе, работающей по медоуц М.Монтессори, столкнулись со следующим: дети привыкают "ходить строем". К тому, что звонок определяет границы твоего познания. Что твое обучение нужно учителю. Что если не орут - значит, можно вообще ничего не делать. Работаем... что будет - не знаем. Очень близко вот это "ощущение провала". Хочется, чтобы они "от души" интересовались, познавали - для себя, а не для кого-то.... А результатик "плавает"... но мы верим, что это только пока, на начальном этапе. И что когда ребенок проникнется фактом,что он это делает для самого себя, продуктивность возрастет в разы...
( 3 comments — Leave a comment )