?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Разговор в учительской:
- Ну и что Вы прикажете делать с этим (…): на уроке сидит под партой, дома ничего не делает, ничего не хочет.
- …
На такой вопрос не ответишь за три минуты перемены. Так возникла эта статья.
***
Это рассказ  о том, как мы работаем на уроках французского языка, можно сказать, о методике. Такое начало вряд ли кого-то вдохновит. Французский язык? Методика? Но французский язык –   повод, на самом деле – всё опять о  Школе.
Итак, идея проста.  Мы переписываемся с французскими детьми: получаем  письма, читаем, переводим, пишем ответы – вот и есть изучение языка. Пять школ, из разных районов Франции. Дети 6-10 лет. Переписка по электронной почте.
Почти каждую неделю мы получаем письмо. Иногда в неделю – до 10 писем! Письма разные: от двух трех строк до рассказов и стихов на несколько страниц. Эти письма нам заменяют учебник.
Но ведь  есть хорошие учебники. Зачем изобретать колесо?

Я НЕ ХОЧУ
Есть проблема, с которой не справляются даже хорошие учебники – дети не хотят…  Хотят, может быть 2-3 недели в начале года, а потом – скука и усталость.  Понимаю,  эта фраза вызовет  возмущение хороших учителей. У нас, - скажут они, - хотят. И им интересно…
Когда в школе мы видим детей активных на уроке и послушных, честно выполняющих домашнее задание, стремящихся к знаниям (о!..)  и умиляемся этой картине  - не обманываем ли мы себя?  Действительно, ли им интересно?   Или они хорошо играют роль прилежных учеников?  Слушают команды, выполняют операции – работают.  Думают одно, говорят другое. Но за этих учеников не страшно: они  научились сопротивляться и жить в школе своей жизнью.
Хуже с отличниками – кого учителя смогли вышколить. Если спросите этих детей: нравится ли вам в школе, интересно ли – скажут: да,  нравится  нам в школе, интересно…  Вот они, трудные дети. Дети, для  которых не существует «хочу» и «не хочу». Дети, которые  не доверяют своим ощущениям… Они честно выполняют работу, прилежны и усидчивы, им «нравится» учеба.
Нравится – не потому что она им по нраву. Потому что выработан рефлекс: за это действие – наказание, а за это – награда. Организм стремится избежать неприятных эмоций и хочет поощрения. Организм адаптировался  к среде.
Да, их немного. Но  ведь  такой ребенок – это  идеал Школы. Его фото висит на Доске почета, в конце  года  он получает  Грамоту  за отличные успехи и прилежание, а после 10 лет – если здоровье позволит – и медаль.
Франсуаза Дольто, известный французский психоаналитик: «Хорошая адаптация ребенка к школе – первый знак невроза».
В нашей школе, если ученику не интересно – он может сказать: мне не интересно. Если он не хочет что-то делать, он говорит: я не хочу. Это здОрово и здорОво. 


ВЫЙТИ ЗАМУЖ
Первый урок английского языка для учеников первого класса.  И учительница – чтобы пробудить интерес(?) – начинает с вопроса: а зачем мы изучаем английский язык? Разговор получился. Дети отвечали искренне: «Чтобы  говорить и писать… Чтобы книги читать...»  «Ну а для чего говорить, читать»,  - подталкивает учительница мысль первоклассников.   «Ну, чтобы выйти замуж за иностранца…» – отвечает одна девочка. А остальные – как-то  взбодрились и просияли не по-школьному, видно эта мысль понравилась им...
Выйти замуж за иностранца – девочки. Получать много денег – мальчики. Вот он, интерес и мотивация! Вот логическое начало (конец) размышления о том, зачем надо учиться.
Когда мы говорим, что учеба – не игра, а серьезный труд, когда мы прощаемся с интересом как с плюшевой куклой детства – с чем остаемся?  Как мы тогда ответим на вопрос ученика «зачем»? О чем будем  говорить с семилетним ребенком? О смысле жизни, о поступлении в институт?
Это причина провала подростковой школы. Маленький ребенок играет. Старшеклассник готовится к ЕГЭ. А подросток? Которому мы сказали, что игра – это несерьезно.  А думать об экзаменах через 5 лет у него не хватает усидчивости?  Пустота.  Остаются лишь глянцевые журналы.
Интерес – это для маленьких. А я уже взрослый! Учеба должна быть серьезной. Учителя должны быть строгими. Спрашивать строго. Требовать. Давать знания. Мне это пригодится. Я поступлю в хороший вуз. Б

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
aknel
Sep. 12th, 2013 07:05 pm (UTC)
Здравствуйте, Рустам Иванович. Я не знаю, помните ли Вы меня. Я - Лена Горелик. Когда-то давным-давно я ходила к Вам на занятия французским.

Неужели сейчас девочки уже в первом классе говорят, что надо учить английский, чтобы выйти замуж за иностранца? Ну ничего себе. Хотя.. мотивация-то интересная. И, возможно, именно такая мотивация самая сильная, что уж тут скрывать.
rustam_kurbatov
Sep. 12th, 2013 07:30 pm (UTC)
Лена, очень помню и очень рад!
Про "выйти замуж" - это очень давно девочка сказала. А вообе, они разное говорят...
natasha_toys
Sep. 12th, 2013 08:34 pm (UTC)
Мне бы такую мотивацию в моё советское школьное детство! Нет, я английский учила потому что слишком ответственная была... А в конце получилось, что вышла замуж... ;)
julka_bro
Sep. 13th, 2013 01:36 am (UTC)
Мы долго думали, зачем вообще нужна школа? Вот, например, Джеральд Даррелл в школу не ходил, о чем замечательно написал в "Моя семья и другие звери" и вырос жизнерадостным человеком, точно знающим, чего он хочет.
Мы своих из школы забрали и ничего не навязываем. Каждый ребенок решает что ему нравится и имеет возможность это делать. Ответственность поднялась на порядок - дети сами и по кухне хозяйничают, и чинят все когда нужно, и французкий учат, и вот начали университетские курсы слушать.
Еще до заведения детей мы читали про различные программы типа Sudbury Valley school ( http://www.sudval.org/01_abou_01.html ) - дети приходят туда, имеют возможность общаться с друзьями и задавать вопросы доброжелательным взрослым - и оказывается, это все, что нужно.
rustam_kurbatov
Sep. 13th, 2013 02:46 pm (UTC)
Вы - молодцы! Восхищаюсь Вашей рещительности. Конечно, школа - это место общения.
beelief
Sep. 13th, 2013 08:33 am (UTC)
Как Вы хорошо написали! И так здорово читать это у Директора!:)
Очень близко моему восприятию, я тоже начинаю волноваться, когда мои дети становятся очень уж послушными потому, что: или им что-то от меня надо и это - манипуляция, или плохо себя чувствуют, переживают из-за чего-то, и машинально слушаются. Должен быть какая-то здоровая пропорция послушания и отказа)
rustam_kurbatov
Sep. 13th, 2013 01:37 pm (UTC)
Вы, как мне кажется, разумная мама и чго Вам бояться? Радуйтесь, что Ваши дети послушные.
( 7 comments — Leave a comment )