rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Вальс на 1000 тактов (такт первый)

Разговор в учительской:
- Ну и что Вы прикажете делать с этим (…): на уроке сидит под партой, дома ничего не делает, ничего не хочет.
- …
На такой вопрос не ответишь за три минуты перемены. Так возникла эта статья.
***
Это рассказ  о том, как мы работаем на уроках французского языка, можно сказать, о методике. Такое начало вряд ли кого-то вдохновит. Французский язык? Методика? Но французский язык –   повод, на самом деле – всё опять о  Школе.
Итак, идея проста.  Мы переписываемся с французскими детьми: получаем  письма, читаем, переводим, пишем ответы – вот и есть изучение языка. Пять школ, из разных районов Франции. Дети 6-10 лет. Переписка по электронной почте.
Почти каждую неделю мы получаем письмо. Иногда в неделю – до 10 писем! Письма разные: от двух трех строк до рассказов и стихов на несколько страниц. Эти письма нам заменяют учебник.
Но ведь  есть хорошие учебники. Зачем изобретать колесо?

Я НЕ ХОЧУ
Есть проблема, с которой не справляются даже хорошие учебники – дети не хотят…  Хотят, может быть 2-3 недели в начале года, а потом – скука и усталость.  Понимаю,  эта фраза вызовет  возмущение хороших учителей. У нас, - скажут они, - хотят. И им интересно…
Когда в школе мы видим детей активных на уроке и послушных, честно выполняющих домашнее задание, стремящихся к знаниям (о!..)  и умиляемся этой картине  - не обманываем ли мы себя?  Действительно, ли им интересно?   Или они хорошо играют роль прилежных учеников?  Слушают команды, выполняют операции – работают.  Думают одно, говорят другое. Но за этих учеников не страшно: они  научились сопротивляться и жить в школе своей жизнью.
Хуже с отличниками – кого учителя смогли вышколить. Если спросите этих детей: нравится ли вам в школе, интересно ли – скажут: да,  нравится  нам в школе, интересно…  Вот они, трудные дети. Дети, для  которых не существует «хочу» и «не хочу». Дети, которые  не доверяют своим ощущениям… Они честно выполняют работу, прилежны и усидчивы, им «нравится» учеба.
Нравится – не потому что она им по нраву. Потому что выработан рефлекс: за это действие – наказание, а за это – награда. Организм стремится избежать неприятных эмоций и хочет поощрения. Организм адаптировался  к среде.
Да, их немного. Но  ведь  такой ребенок – это  идеал Школы. Его фото висит на Доске почета, в конце  года  он получает  Грамоту  за отличные успехи и прилежание, а после 10 лет – если здоровье позволит – и медаль.
Франсуаза Дольто, известный французский психоаналитик: «Хорошая адаптация ребенка к школе – первый знак невроза».
В нашей школе, если ученику не интересно – он может сказать: мне не интересно. Если он не хочет что-то делать, он говорит: я не хочу. Это здОрово и здорОво. 


ВЫЙТИ ЗАМУЖ
Первый урок английского языка для учеников первого класса.  И учительница – чтобы пробудить интерес(?) – начинает с вопроса: а зачем мы изучаем английский язык? Разговор получился. Дети отвечали искренне: «Чтобы  говорить и писать… Чтобы книги читать...»  «Ну а для чего говорить, читать»,  - подталкивает учительница мысль первоклассников.   «Ну, чтобы выйти замуж за иностранца…» – отвечает одна девочка. А остальные – как-то  взбодрились и просияли не по-школьному, видно эта мысль понравилась им...
Выйти замуж за иностранца – девочки. Получать много денег – мальчики. Вот он, интерес и мотивация! Вот логическое начало (конец) размышления о том, зачем надо учиться.
Когда мы говорим, что учеба – не игра, а серьезный труд, когда мы прощаемся с интересом как с плюшевой куклой детства – с чем остаемся?  Как мы тогда ответим на вопрос ученика «зачем»? О чем будем  говорить с семилетним ребенком? О смысле жизни, о поступлении в институт?
Это причина провала подростковой школы. Маленький ребенок играет. Старшеклассник готовится к ЕГЭ. А подросток? Которому мы сказали, что игра – это несерьезно.  А думать об экзаменах через 5 лет у него не хватает усидчивости?  Пустота.  Остаются лишь глянцевые журналы.
Интерес – это для маленьких. А я уже взрослый! Учеба должна быть серьезной. Учителя должны быть строгими. Спрашивать строго. Требовать. Давать знания. Мне это пригодится. Я поступлю в хороший вуз. Б
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments