rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Балканский джаз на уроках истории

Кампания  за Единый Российский учебник истории набирает обороты. Хочется сделать ремарку: не так важно, какой будет этот учебник. Можно историю учить не по учебнику. Можно заниматься Устной историей.   

Устная история – вещь легитимная, не собственная выдумка.  История,  построенная на воспоминаниях отдельных людей, - признанное   направление в современной науке. Oral History – часть школьного курса во многих странах мира. 

 

Важно не то, что эта история «устная»,  в смысле «неписьменная» – рассказанные истории, могут быть и записаны.  Устную историю интересуют другие вопросы, нежели историю официальную.

Обычная жизнь обычного человека. То, что принято в исторической науке называть словом «повседневность».  Одежда, питание, жилище, транспорт – как повседневность в узком смысле слова. И способы видения мира, восприятие отдельных исторических событий, восприятие социальных изменений: и в обществе, и в семье. Повседневность – как некая противоположность истории процессов и событий.

Устная история  всегда будет в некоторой  оппозиции к школьному курсу истории. Школьный курс имеет определенную идеологическую задачу, сформулированную государством.

В советские времена - формирование человека коммунистических убеждений;   и вся история была показана как история борьбы классов с неминуемым торжеством идеи коммунизма.

Сегодня - воспитание «патриотизма» и формирование чувства «российской идентичности».

Мы должны воспитывать «патриотов» – людей, понимающих  исключительность истории и судьбы нашей родины.  А с другой стороны – людей «либеральных взглядов», разделяющих ценности западной цивилизации.

Патриот и бизнесмен – вот идеал выпускника школы. История, понятно, играет свою партию в этом балканском джазе. Устная история может не вписаться в эти рамки.

Устная история – истории, рассказанные родителями, бабушками и дедушками - хороша особенно в начальной школе. В средней еще б лучше, но если ее вписывать в обычный курс истории - то получится только в 9 и 11 классе. Но старшеклассники не всегда  уже хотят говорить с бабушками и дедушками.

В начальной школе всё пойдет хорошо.

 

Tags: историческая антропология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments