?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вся жизнь - театр

На уроках "чтения" в  начальной школе  мы играем.  В прямом смысле – как играют артисты на сцене. Играем литературный текст.

 

Раз в две недели, по пятницам – когда усталость накопилась и хочется сделать выдох – дети делают маленький спектакль. Это громко сказано, спектакль. Они  показывают – играют – то, что прочитали на уроках чтения. Стихи, сказки, рассказы, пьесы.

 

Дети готовы играть всё что угодно. С простейшими декорациями или без. После небольшой репетиции или с налета. Но обязательно, чтобы были зрители – человек десять хотя бы. И аплодисменты.

 

Играют все. Не было случая, чтобы кто-то капризничал и боялся выйти на сцену. Дело настолько простое и ясное – как игра в салки. Кто боится играть в салки?

 

Уговаривать не надо. Нужны костюмы и декорации – вот бумага и  краски. Не хватает – из дома принесем. Нужно выучить текст наизусть (вот она зубная боль начальной школы – учить наизусть) – лишь бы меня взяли на эту роль!

 

В автобусе по утрам читают (школа за городом и возим детей на автобусе), и не из-за страха, что учитель ругаться будет – мы делаем спектакль!

 

Техника чтения, выразительность, выучивание стихов наизусть, обязательное  домашнеео задание – этих проблем больше нет. Всё это – элементы Игры. Мелкие и незаметные.

 

Нравится – не то слово.

Радость! Радость от того, что я смог, что получилось, что «мне хлопали»!

После спектакля  прогулка на свежем воздухе на час, потому что спектакль  – это сильный эмоциональный взрыв. Собственно, то,  чего Школе обычно не хватает – взрыва  эмоций.

 

И это чувство радости – удовольствия - на физиологическом уровне  закрепляется в сознании ребенка, как нечто,  связанное с книгой. Не ремень и  не пятерка – а удовольствие – вот он, «условный рефлекс» на чтение, выработанный в первом классе.  Можно надеяться, надолго.

 

Дать возможность ребенку наиграться вдоволь – другой задачи у начальной школы нет.

Наиграться вдоволь – это необходимо для душевного здоровья человека.

Для ощущения полноты жизни – того, что называют словом «счастье».

 

И если глаза светятся и он подпрыгивает от радости – это аргумент, единственный и достаточный. Больше доказательств не надо.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
simba_nat
Aug. 28th, 2010 06:57 pm (UTC)
Я вас читаю и не могу оторваться. И нам ваша школа территориально даже очень. А приехать с ребенком вашу школу посмотреть можно? Старшему в школу в следующем году
rustam_kurbatov
Aug. 28th, 2010 07:50 pm (UTC)
Спасибо. Конечно, приятно. Приезжайте, надеюсь Вас не разочаровать.
simba_nat
Aug. 29th, 2010 07:53 pm (UTC)
Да, в живую можно и посмотреть, и вопросы задать, коих, конечно, все равно много. И сидя в Инете, очень сложно делать выводы, какая школа на самом деле лучшая для ребенка. Так что приедем к вам в гости, спасибо за приглашение!
dz0rin
Aug. 28th, 2010 07:45 pm (UTC)
Здравствуйте, Рустам! Согласен почти полностью. Сам пытаюсь с детьми делать всё тоже самое. Но...
"Но обязательно, чтобы были зрители – человек десять хотя бы. И аплодисменты." - Вот это, на мой взгляд, не только не обязательно, но и крайне нежелательно, особенно в самом начале работы. Сама установка на одобрение извне суть то самое, что с лёгкостью перечёркивает любые наши достижения и превращает их из чистого золота в черепки... Не дай бог! А как Вы думаете?
rustam_kurbatov
Aug. 28th, 2010 07:52 pm (UTC)
думаю, что зрители нужны. Пример: ребенок нарисовал рисунок - надо ж кому-то показать... а спектакль - он вообще для других. Хотя Вашу логику понимаю: много демонстративности - это плохо.
dz0rin
Aug. 30th, 2010 04:07 pm (UTC)
Позиция, пусть восхищённого, но стороннего наблюдателя. Это одно. И позиция заинтересованного собеседника, сопоставляющего собственное представление с твоим представлением о мире. Это уже совсем другое. Давайте разведём это разное отношение к людям, к жизни. По-моему это очень важно, хотя выглядит всего лишь как некоторые нюансы. Вроде бы почти одно и тоже, но при одном подходе дети прекращают развитие, при другом - продолжают развиваться, и очень активно.
Я работал воспитателем в частном детском саду, в старшей группе. Всё, что я успел сделать за год работы, это создать условия для развития игры. Весь год они строили, застраивали с помощью любых подручных материалов пространство группы. И только по своим представлениям всё строили. Как это делать, никто им даже не подсказывал. Сначала каждый сам для себя выстраивал машину, автобус, потом стали строить квартиры, целые дома. Потом стали объединяться в маленькие группы. 20 человек в группе. Меня всё время звали посмотреть, побывать в гостях. Поиграть вместе. Но это сначала. Поскольку детей много, и каждый хотел, чтобы я заглянул к нему, то я приходил в гости совсем ненадолго. Подхожу, хочу позвонить в дверь, а звонка нет. Спрашиваю: "А где у Вас звонок?" - "Ой! - отвечают - а мы ещё не сделали!" - "Хорошо, - говорю, - делайте, когда сделаете, позовите, а я пока должен зайти к тем-то, меня тоже приглашали..." И так строили до мельчайших деталей целую улицу. Весь год. Стали выражаться более точно: "Дмитрий Геннадьевич! - Спросите НАС!!!" - Т.е., для них важно только одно: включённый, сопоставляющий взгляд, дающий возможность дальнейшего уточнения собственного миропонимания. И если я выяснял по ходу взаимодействия, что чего-либо у детей в представлениях просто нет, мы шли с ними на экскурсию именно туда, где это представление о мире можно было приобрести. Когда возвращались, они не могли даже за обед усесться, пока свои новые впечатления не выкладывали в игре, хотя бы ориентировочно, чтобы не забыть и после сончаса продолжить...
Вот примерно то, что я имел в виду, Рустам. То же самое и с детскими рисунками происходило - один в один. И с поделками из пластилина. И с аппликацией. И с инсценировками. Ведь спектакль - это та же самая игра, в которой дети свои представления о мире выражают. И везде для детей, как выяснилось, необходима то же самое заинтересованное отношение взрослого, с самого начала. Его со-участие, прежде всего. Эмоциональная поддержка, конечно, сама собой разумеющаяся вещь, это во всех случаях, что бы ребёнок ни делал.
Думаю, что моё уточнение не будет излишним? Скорее всего Вы имели в виду примерно то же самое?
rustam_kurbatov
Aug. 30th, 2010 04:36 pm (UTC)
Я согласен с Вами. Настоящая игра не предполагает зрителя. Она захватывает.
Но тут "игра в литературу" - спектакль. А спектакль без зрителя никуда.
Хотя есть риск демонстративности.
dz0rin
Aug. 30th, 2010 05:06 pm (UTC)
Да и всё, что бы мы в своей жизни ни делали, мы делаем, прежде всего для себя. Мы либо растём таким образом, либо начинаем "уходить" вовне, ожидая внешней оценки полученного нами результата. Даже зритель, уж если он присутствует, должен быть включён в процесс, а не быть сторонним наблюдателем. Участие может быть выражено как угодно. Он может быть просто в курсе всего происходящего, помогать в добыче материалов для декораций, оставаться после спектакля и задавать вопросы, обсуждать то, что получилось, предлагать свои идеи, участвовать в подготовке спектакля, хотя и не в главной роли, а пусть в роли статиста... Важно взаимодействие "зрителя" с сознанием детей, а не его оценка внешнего результата, полученного в процессе их деятельности. Результат - ничто. Главное процесс развития.
Риск в том, что "локус-контроль", та самая позиция, которую ребёнок удерживает и выражает вовне, может сместиться вовне, что сам процесс ребёнок перестанет ценить, а устремится на достижение готового результата, который надёжно вызывает аплодисменты публики.
bkatya
Aug. 28th, 2010 07:46 pm (UTC)
Ну вот просто 5 баллов. Хоть вы и против оценок :)
rustam_kurbatov
Aug. 28th, 2010 07:49 pm (UTC)
Это я против оценок, которые ставятся детям. А самому получить "пять баллов" приятно.
leyu
Aug. 28th, 2010 10:39 pm (UTC)
Ух, какая красота! У меня в этом году - первый класс. :) Попробую со своими. :)
rustam_kurbatov
Aug. 29th, 2010 02:18 pm (UTC)
Напишите, что получится!
( 12 comments — Leave a comment )