?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На последней парте

Как директор школы, сижу на уроках время от времени. На последней парте  хорошо думается о школе – она видна со стороны (сзади). Наблюдаю и пишу всякие соображения… 


Урок начался. Понятное дело,  объяснение нового материала.  О войне 1812 года.  Аустерлиц, Тильзит, Вторая антинаполеоновская коалиция, Третья…


Я очень скептически отношусь к пользе «рассказов учителя у доски». Как правило, их слушают и могут потом повторить только круглые отличники. Убитое время. 

 


И вообще, мы стараемся свести до минимума «слушание» - и дать возможность ученику действовать: читать, искать ответы, общаться, рассказывать.  На что хороший учитель отвечает справедливо: «А объяснение материала?  Ну хоть что-то я имею право им рассказать, чтоб они просто послушали


Учитель рассказывает, хорошо рассказывает. Но что делают дети? Если руки и голову занять нечем – остается морской бой. Что же должен делать ученик во время рассказа учителя?

Можно записывать план. Но есть и другие варианты...

«Можно не слова записывать – а рисовать картинки. Картинки к каждой истории, которую я расскажу. Не стесняйтесь, проверять не буду. Главное, чтобы потом через неделю смогли рассказать…»


«Картинки» - это наше маленькая дидактическое изобретение.  Я не  специалист по когнитивной психологии, чтобы объяснить, что там происходит в правом и левом полушарии, когда ребенок слушает рассказ и рисует в тетради.  Могу сказать одно: это запоминается на десятилетия, то есть навсегда! 


А еще – это пробуждает воображение, образное мышление и проч.  Рисовать картинки, слушая истории, -  просто тренинг по развитию творческих способностей личности!  Рисование «картинок» не оставляет времени на морской бой.


Но и это не всё.


«После моей пятнадцатиминутной лекции попрошу вас передать мне – лектору – записочки с вопросами»


«Вопросы с записочками» - задание очень не простое. Много вопросов Вы задавали на лекциях, когда были студентами?  Умение сравнивать, удивляться, не-понимать – полезнее умения соглашаться и понимать.


 
Итак. Рассказ учителя – самая «традиционная форма» работы. Что тут придумывать – сиди и слушай!  Нормальному ребенку это непросто.


Можно попросить записать «план» рассказа – записи для памяти. Можно – сделать «рисунки на память» Можно – «записки с вопросами»


Первое задание – вещь простая, но очень полезная. Второе и третье  – самая  что ни на есть творческая работа. «Творчество» возможно даже во время «объяснения нового материала».

 

Comments

antoshkin
Sep. 1st, 2010 02:06 pm (UTC)
Спасибо тож!