?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На последней парте

Как директор школы, сижу на уроках время от времени. На последней парте  хорошо думается о школе – она видна со стороны (сзади). Наблюдаю и пишу всякие соображения… 


Урок начался. Понятное дело,  объяснение нового материала.  О войне 1812 года.  Аустерлиц, Тильзит, Вторая антинаполеоновская коалиция, Третья…


Я очень скептически отношусь к пользе «рассказов учителя у доски». Как правило, их слушают и могут потом повторить только круглые отличники. Убитое время. 

 


И вообще, мы стараемся свести до минимума «слушание» - и дать возможность ученику действовать: читать, искать ответы, общаться, рассказывать.  На что хороший учитель отвечает справедливо: «А объяснение материала?  Ну хоть что-то я имею право им рассказать, чтоб они просто послушали


Учитель рассказывает, хорошо рассказывает. Но что делают дети? Если руки и голову занять нечем – остается морской бой. Что же должен делать ученик во время рассказа учителя?

Можно записывать план. Но есть и другие варианты...

«Можно не слова записывать – а рисовать картинки. Картинки к каждой истории, которую я расскажу. Не стесняйтесь, проверять не буду. Главное, чтобы потом через неделю смогли рассказать…»


«Картинки» - это наше маленькая дидактическое изобретение.  Я не  специалист по когнитивной психологии, чтобы объяснить, что там происходит в правом и левом полушарии, когда ребенок слушает рассказ и рисует в тетради.  Могу сказать одно: это запоминается на десятилетия, то есть навсегда! 


А еще – это пробуждает воображение, образное мышление и проч.  Рисовать картинки, слушая истории, -  просто тренинг по развитию творческих способностей личности!  Рисование «картинок» не оставляет времени на морской бой.


Но и это не всё.


«После моей пятнадцатиминутной лекции попрошу вас передать мне – лектору – записочки с вопросами»


«Вопросы с записочками» - задание очень не простое. Много вопросов Вы задавали на лекциях, когда были студентами?  Умение сравнивать, удивляться, не-понимать – полезнее умения соглашаться и понимать.


 
Итак. Рассказ учителя – самая «традиционная форма» работы. Что тут придумывать – сиди и слушай!  Нормальному ребенку это непросто.


Можно попросить записать «план» рассказа – записи для памяти. Можно – сделать «рисунки на память» Можно – «записки с вопросами»


Первое задание – вещь простая, но очень полезная. Второе и третье  – самая  что ни на есть творческая работа. «Творчество» возможно даже во время «объяснения нового материала».

 

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
cisy
Aug. 27th, 2010 06:39 pm (UTC)
Я своим девятиклассникам (замещала учителя обществознания) давала задания:
1. Нарисовать картинки к каждому понятию ( делали словарь общественно-политических терминов)
2.Устраивали соревнование, кто напишет ( на доске) больше политич. деятелей, а также партий)
3. Читали параграф учебника, выписывали ключевые слова)
4. Заполняли мини-тест ( по изучаемому параграфу)
5. Тему тоже рассказываю, но начинаю со случая из жизни,который для них актуален, или с ассоциации с каким-нибудь подростковым блокбастером.
rustam_kurbatov
Aug. 29th, 2010 02:30 pm (UTC)
Да, рисуют и десятиклассники с радостью.
olgapisaryk
Aug. 27th, 2010 06:40 pm (UTC)
хорошие находки
rustam_kurbatov
Aug. 29th, 2010 02:29 pm (UTC)
Спасибо. Что еще найду - принесу.
dz0rin
Aug. 28th, 2010 07:35 pm (UTC)
Верно! Практическое, эмпирическое освоение окружающего - основа основ... Самостоятельно перевести воспринимаемую вербальную информацию в другую семиотическую систему, это и значит осмыслить, одухотворить этот материал. И запоминается, действительно, на всю жизнь. Очень важно, как Вы заметили, иметь возможность при этом по ходу рассказа учителя задавать ему вопросы, если хотя бы одно слово вызывает затруднения в понимании. На это способны только ученики с высоким уровнем развития.
rustam_kurbatov
Aug. 29th, 2010 02:29 pm (UTC)
Задавать вопросы - сложнее, чем отвечать.
antoshkin
Aug. 31st, 2010 07:47 am (UTC)
Идея с записками хороша. Её ведь в принципе на любых предметах использовать можно!
Еще один из возможных приемов, которые может использовать историк во время своих уроков, это - привлечение "живых манекенов". Рассказывая о каком-нибудь "историческом анекдоте", он может попросить выйти к доске Иванова и Петрова, заканчивающих в это время очередное "морское сражение", и "назначить", к примеру, Иванова - Николаем I, а Петрова - Бенкендорфом, продолжая при этом свой рассказ о взаимоотношениях этих персонажей. Такой учительский "маневр" может быть чистым экспромтом, а может оказаться и "домашней заготовкой", о которой Иванова с Петровым предупредили заранее, выдав им задание заранее вжиться в свои роли.
В свое время где-то слышал о таких экспериментах, которые тоже запоминались детям надолго..
rustam_kurbatov
Aug. 31st, 2010 03:47 pm (UTC)
Думаю, запомнилтсь навсегда. Согласен с Вами. Напишу подробнее через недельку о "исторических играх".
antoshkin
Aug. 31st, 2010 06:29 pm (UTC)
Спасибо. И - с Праздником Вас! Хорошего Вам нового учебного года!
p.s. Заглянув к Вам сегодня в ЖЖ, понимаю, отчего в нашей редакции о Вас говорят так много в последнее время :)
rustam_kurbatov
Sep. 1st, 2010 01:53 pm (UTC)
Спасибо, Павел,
с праздником!
antoshkin
Sep. 1st, 2010 02:06 pm (UTC)
Спасибо тож!
mama_polinki
Aug. 31st, 2010 09:27 pm (UTC)
Вы знаете, нас в школе водили на просмотр "Войны и Мира" как раз в то время, когда мы по истории проходили войну 1812 года. Сняли в городе кинотеатр на день и вперед. И обсуждали мы потом не только исторические факты войны, но и остальные детали - почему молились перед битвой? Почему Кутузова называли "отцом" солдат? А в догонку подвернулся случай съездить в Бородинскую понораму - моя дальняя родственница работала там экскурсоводом. Сколько интересных историй она рассказала! И клички "Болтай да и только" и "Бог рати он" помню до сих пор. И известные нам полководцы перестали быть абстрактными личностями и "очеловечились". А учебник потом было интереснее читать...
rustam_kurbatov
Sep. 1st, 2010 01:53 pm (UTC)
Здорово.
Чувство предшествует разуму.
( 13 comments — Leave a comment )