rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Тушите свет!

Много я прочитал книг по педагогике, но самое сильное впечатление на меня произвел рассказ Селестена Френе, известного французского учителя, об обычном уроке. Без теории и психологии - просто рассказ о работе детей. И я решил написать что-то подобное в этом жанре. О том, как все это происходит на уроке...
300

Это фрагмент из книги "Попытка Другой школы". Книгу вышлю с радостью, будет подарком для учителя Вашего ребенка к 1 сентября. Детали высылки 0 смотрите по ссылке на название книжки.
Спасибо, если кто сочтет возможным сделать перепост в своем журнале.

Тушите свет – смотрим фильм! К примеру - о жизни аборигенов Африки (история, 5 класс, первобытное общество). «Открыли тетради, записали тему урока; вспомнили, что вы знаете…» - этого не надо. Просто смотрим фильм.

На стене – большой экран. Люди племени Карамоджо, центральная Африка, исполняют ритуальный танец, строят дом из тростника, девочка трет кокосовый орех… Пятиклассники поглощены фильмом. 10 минут – не шевелятся. 15 минут – полет нормальный…

Класс – команда корабля, кабинет – Машина Времени, экран – иллюминатор. Всё по-настоящему: прилетели, высадились, наблюдаем за жизнью местного населения.

Как правило каждая тема начинается с видеофильма: и в 5, и 9 классе - лучше один раз увидеть… Фильм по силе воздействия – вне конкуренции. Впрочем, одно исключение – рассказ учителя.

Не объяснение материала, нет! – именно рассказ: основанный на поразительных фактах, конкретных случаях. Мы обращаемся в первую очередь к чувству ребенка: он должен как бы видеть то, о чем мы говорим.

Итак, первобытная культура, тема – воспитание ребенка.

Рассказ о том, как ребенка учат говорить, помногу раз повторяя одно и то же слово: «Ты хороший, ты хороший…», «это твоя мама, твоя мама…» Но совсем не учат ходить и смеются над европейцами, пытающимися научить этому ребенка как можно раньше: «Это всё равно, что пальму учить, как выращивать бананы»

Рассказ о том, что до трех лет совсем не наказывают младенца и боятся, что если тот вдруг начнет кричать, то его душа – дух Вануну – может покинуть тело и ребенок умрет…

Ребенок в тетради пишет – нет, рисует! – «план». Рисует орущего младенца с вылетающей из него душой, первые уроки родного языка… Тетрадь по истории становится альбомом с иллюстрациями – который можно показать дома, устроить выставку «картин» в классе.

Мы учим ученика «непониманию» - учим задавать вопросы.

Бывают вопросы любопытствующие: «А вот как они там…»; а бывают вопросы-недоумения: «Я не могу понять, почему…».

Почему эти люди хотят, чтобы дети рано научились говорить?

Но не хотят, чтобы они рано научились ходить?

Почему мальчикам шестилетнего возраста разрешают лазать на сорокаметровые пальмы?

Почему одного американского этнографа – профессора и солидного человека – местные жители, подумав, отнесли к категории детей?

Конец первого урока.

***

Эти вопросы – как столкновение двух миров: своего, привычного, естественного – Здравого Смысла; и другого - странного, смешного, непонятного. Другого. Поэтому такие вопросы обращены не столько «первобытному человеку» - сколько самому себе.

Что делать с ними? Искать ответы. Нужна книга – но не учебник (там нет «ярких историй»). Нужны другие книги – к счастью, за последнее десятилетие детских книг по истории напечатали много: с картинками и неплохими текстами. Класс делится на несколько групп, у каждой - свое задание.

Итак, каждый читает свое. Так интереснее: вот был твой вопрос – а вот здесь ты можешь найти на него ответ. И никто, кроме тебя, этого еще не знает!

Прочитали. Теперь можно говорить: рассказать другим, что прочитал – так, чтобы все слушали. Высшая оценка рассказчику – количество заданных вопросов.

Конец второго урока.

***

Но не всегда каждый читает свое. Бывают тексты, требующие медленного чтения, вдумчивости. Движения не вширь - вглубь.

Небольшой фрагмент – меньше страницы – рассказ о воспитании детей на островах Восточное Самоа, а именно – рассказ об обязанностях шестилетней девочки. Нашим пятиклассникам по 10 лет, половина из них - девочки, тема близкая и понятная.

Они читают про то, что их сверстница выполняет почти всю работу по кухне, кроме того – на ее руках трехлетняя сестренка, для которой она единственная нянька. Про то, что вся деревня - ее родственники, и даже если она решит убежать куда-нибудь к речке, на край деревни, то и там ее может встретить старшая кузина и строгим голосом отчитать. О том, что есть и другая сторона этого «всеобщего родства» - поссорившись с родителями, девочка всегда может пожить несколько дней у одной из своих теток, и эта ситуация воспринимается самоанцами как вполне обычная, лишенная драматизма.

Прочитали. И вот начинается самое главное – Игра. Допустим, вы все – самоанцы, а я (учитель) – современный человек. Вы должны правильно отвечать на мои вопросы.

Почему родители не воспитывают сами маленьких детей, а доверяют это шестилетней девочке?

Почему эти люди живут большой семьей и знают хорошо все степени родства?

Дети входят в роль. Их ответы – попытка ответить за другого, представить себя «первобытным человеком». Вот это и есть самое ценное. Ради этого и работали – чтобы выйти за пределы «Здравого Смысла».

Конец третьего урока.

***

А еще можно рассказать ученикам второго класса о нашем Путешествии. Это у нас называется словом «десант». Вот награда за труды – провести урок для маленьких!

Не знаю, для кого больше пользы в таком уроке: для второклассников, которые слушают истории о «людях-дикарях», или для самих «учителей». Это не важно – интересно всем.

Конец четвертого урока.

***

Это лишь пример. А вся школьная программа истории – сотня подобных «путешествий». Есть ли какие-то общие «правила» для них?

- Вместо сухого учебника и «объяснения материала» - яркие истории. То, что производит впечатление на ребенка, будит чувства и мысль. Эта информация в разных формах: видеофильм, рассказ учителя, текст источника, фрагменты из книг, энциклопедий, экскурсии.

- Важен не просто «хороший пересказ» текста – ребенок должен пройти через непонимание и несогласие, чтобы по-настоящему понять и согласиться. Поэтому ученики сами формулируют вопросы к тексту.

- Важно, что даже в рамках жесткой программы есть возможность – пусть незначительная – но выбора.

- «Фронтальной работы» немного: большая половина времени - работа индивидуальная и групповая.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments