?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Запутались в нулях...

В тех странах, где приходилось бывать, при случае интересовался: а сколько у вас получают учителя?

Турецкий полицейский мне объяснил, что его жена-учительница получает чуть меньше, чем он. Думаю, это не очень плохо. Жена польского таксиста получает небольшие деньги, с точки зрения таксиста, - но ее зарплату «нищенской» никто назвать не может.

Когда я объяснял французским коллегам, что учитель получает меньше, чем девочка, делающая в офисе кофе, они просили сумму написать на бумажке. Думали, что я со своим французским запутался в числительных. Запутался в нулях.

Кстати, около половины учителей начальной школы во Франции – мужчины. Понятно, почему...

+++

Этот текст написан в жанре сочинения для старшеклассников: «Если б я был министром…» Серьезно относиться не надо. Итак, два предложения…

Первое – понимаю, что фантастическое. Я бы боролся за повышение зарплаты учителя в 2-3 раза.
Не стимулирование «лучших учителей» и не гранты молодым. Хотя понятна логика правительства в Год Учителя. Гранты «лучшим» -  дешевле для бюджета, чем банальное повышение зарплаты всем. Да и молодых надо как-то привлечь и удержать. Вроде, правильно.

Но… Кто будет выбирать «лучших и молодых»? Извините, коллеги, никого не хотел обидеть. Вот и станет наша модернизация возвратом в эпоху развитого социализма.

Да, увеличить зарплату всем: молодым и старым, либералам, и крепостникам. Я не экономист, и я не могу рассчитать, как это отразится на инфляции. Хотя понимаю, что при дорогой нефти денег в стране много. По крайней мере, было много до кризиса.

Сейчас платят учителям – чего скрывать? – по принципу: «И за такие деньги работать будут». И ведь правильно. Работают же. Но если думать не только, чтобы продержаться еще 10-15 лет, а о большой перспективе… Чтобы школы выпускала в жизнь здоровых и хорошо образованных людей, чтобы в стране были инженеры, врачи и чтобы (в конце концов) не возникало проблем с безопасностью государства – учитель должен бы получать не просто «и-так-не-никуда-не-уйдет», а настоящую зарплату.

Приходится слышать возражение: повышение зарплаты не изменит школу, учителя будут работать как работали. Не изменит сразу. Но через несколько лет, возможно, в школу захотят прийти молодые и образованные люди – и положение потихоньку изменится. Изменится само собой, без директив сверху и национальных проектов - просто с приходом в школу нового поколения людей: веселых, задорных, думающих по-другому, свободных. Они столько проектов напридумывают…

Правительство сверхдоходы от нефти аккумулирует в Стабилизационном фонде – это «подушка безопасности» страны, забота о будущем поколении. Деньги, которые будут потрачены на повышение зарплаты учителям – это тоже своего рода Стабфонд России.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
g0laya_pravda
Aug. 24th, 2010 06:52 pm (UTC)
На самом деле, именно сейчас учителям платят не так уж и плохо. Конечно, если работать на полную ставку, взять классное руководство и т.д. Хотя, допускаю, что учительское "не так уж и плохо" вызовет улыбку у менеджера среднего звена, но никак ни у девочки, делающей кофе.
А вот немного раньше (но уже при нынешней экономической политике) с этим было совсем плохо. Соответствующее отношение было и к самой профессии учителя.
Помнится, когда мы проходили практику в школе - преподавали русский и литературу - наши ученики-старшеклассники пытались жалостливо объяснить нам, что выбранная нами специальность ни в коем разе не сможет нас прокормить:))
И если честно признаться - подействовало... к своему стыду, я ни для не проработала по своей прямой специальности.
neliudj_mama
Aug. 24th, 2010 07:53 pm (UTC)
Не так уж плохо? У меня приятельница думала устроиться по специальности учителем. Ставка 3700. Доплата от города -- 20%, то есть получается 5 (пять) тысяч. Да, если брать классное руководство, ответственность за методкабинет и что-то такое, то больше.

Я не в столице, а в глубинке. И детсадики здесь почти бесплатные, и на метро тратиться не надо. Но пять тысяч для молодой женщины -- это несерьезно.

Говорила с бывшим учителем, физруком с 35-летним стажем -- 12 тысяч. Было. После НГ изменили порядок оплаты, для получения примерно тех же денег стало необходимым заполнять прорву бумаг о собственной важности и нужности. Ушел в охранники.

Кормит учителей репетиторство, подготовка к ЕГЭ. То, что они должны делать в школе, собственно.
g0laya_pravda
Aug. 24th, 2010 08:01 pm (UTC)
моя подруга работает в школе, з/п (со всеми надбавками) около 20 тыс., но она совместитель, а учителя, которые работают только там, получают в районе 50 тыс. Правда, я в Москве.
rustam_kurbatov
Aug. 24th, 2010 08:08 pm (UTC)
50 000 - полагаю, все ж не за ставку. А в провинции, действительно - 5-6 тысяч.
neliudj_mama
Aug. 25th, 2010 04:37 am (UTC)
Да, это хорошо. Я бы сама пошла :)
g0laya_pravda
Aug. 25th, 2010 06:18 am (UTC)
Сегодня уточнила у подруги по поводу зарплат учителей. Такие высокие только у иностранцев... остальные, оказывается получают меньше, но тысяч 20 все равно набирается. Иностранцем же доплачивает Британский союз. Правда, уже предупреждали, что и эти деньги кончаются.))
vyuga_07
Aug. 24th, 2010 07:47 pm (UTC)
"возможно, в школу захотят прийти молодые и образованные люди – и положение потихоньку изменится. Изменится само собой, без директив сверху и национальных проектов - просто с приходом в школу нового поколения людей: веселых, задорных, думающих по-другому, свободных. Они столько проектов напридумывают"… - как же надоели эти штампы! А поначалу вы показались человеком "думающим"
rustam_kurbatov
Aug. 24th, 2010 08:07 pm (UTC)
Я подумаю над этим.
tarannatalia
Aug. 25th, 2010 06:51 am (UTC)
vyuga_07...нового поколения людей: веселых, задорных, думающих по-другому, свободных...
Историю формирует экономическая реальность и масса "незначительных факторов" и свободных от этого не бывает.
rustam_kurbatov (...А поначалу вы показались человеком "думающим")-
думали до и будут думать и в другие времена. Но, Рустам, совершенно точно считает важным для себя "ценности коллективные". Мы еще (поколение)"едем" на советских ценностях. Нам мозги "личным успехом" не мыли. А кто ж добровольно хочет стать не успешным. Быть не практичным значит быть почти юродивым.
desreiniger
Aug. 25th, 2010 06:59 am (UTC)
Рустам Иванович, если бы дело было только в ставках учителей, цвете расписания и правилах внутреннего распорядка лицея! Страна на пороге нового масштабного кризиса(если говорить метафорически, то пожарное предупреждение недавно объявлялось в Архангельском).На стабильности и постепенный социальный прогресс в начинающемся десятилетии надеяться нельзя, поскольку у большинства россиян о себе завышенные представления; ради этого в нулевые годы было "проедено" будущее, по крайней мере, на несколько лет вперёд - и сейчас только каждая четвёртая семья предполагает увеличиваться. Поэтому уменьшение доли детей в населении - это не преходящая, а постоянная тенденция. И дети чувствуют эту ненадёжность своего будущего и потому неровность в их поведении увеличивается. Учительский корпус по этим причинам также должен сократиться, и конкуренция и распри между учителями также неизбежно будут увеличиваться. Руководство страны делает последнюю попытку как-то удержать ситуацию в приличных рамках и для этого объявляет начало реформы образования, которая по масштабности должна перекрыть предыдущие -при этом ещё толком не зная, что же именно надо делать кроме неизбежного сокращения финансирования и, соответственно, учительского корпуса. Вот об этих перспективах мне хотелось бы услышать ваше мнение. Или Вы полагаете, что "всё не так плохо"?
rustam_kurbatov
Aug. 27th, 2010 05:53 pm (UTC)
Я не отвечал, потому что думал о том, что Вы написали.

Я не думаю, что демографический кризис - причина кризиса образования и реформ. Я думаю, что главная проблема школы - нет идеи. И поэтому происходит поворот к школе 50-х годов.

Я не экономист и не политик, я не могу судить о перспективах страны.

А что касается школьной идеи - то мысль проста. Не надо ничего спускать, надо платить учителям больше и в школу придут через 10 лет другие люди, они т сформулируюи идею.

Спасибо, ВС.
desreiniger
Aug. 27th, 2010 08:26 pm (UTC)
Рустам Иванович, конечно, нет идеи, а, следовательно, и определённости цели. Но мне кажется, что российское развитие уже превзошло категории, данные Платоном и потому не может оставаться в пределах одной идеологии. Формулировать же альтернативы, которые могли бы друг другу полноценно оппонировать, трудно, и немногие это смогут сделать. Поэтому остаётся рассчитывать на интуицию, которая позволит примирить диссонансы на непосредственном уровне. Но, поскольку именно он прямо зависит от повседневной жизни, а её горизонт будет в ближайшее десятилетие только ухудшаться, то пока неясно, какой способ знания мы можем рекомендовать детям, чтобы они в будущем смогли бы сохранить хотя бы нынешний уровень благосостояния. Да и Красногорский район - не лучшее место для "игры в бисер" Между прочим, моё упоминание о пожарной опасности, объявленной в Архангельском, отнюдь не метафора - такой слух действительно прошёл в блогосфере около 10 августа. А в соседним с вашим, Химкинском районе Вы сами знаете, что творится: в данный момент администрация города Химки, невзирая на позицию центральных и московских властей, вымогает у бюджетников подписи в защиту проведения автомагистрали через Химкинский лес. Вряд ли Стрельченко решился бы на это без поддержки губернатора Громова, который, не сумев потушить пожары, продолжает руководить областью. Вот таков фон наших обсуждений.
rustam_kurbatov
Aug. 29th, 2010 02:28 pm (UTC)
Всеволод Серафимович! Я прочитал Вашу иронию. Воспитание свободного человека (гражданина) - который не будет бояться власти - одна из граней идеи. Подробнее - "Усиление горизонтали". Но Вы лучше всё это меня понимаете.
desreiniger
Aug. 29th, 2010 04:35 pm (UTC)
Рустам Иванович! Я состою в МГО "Солидарность", и мы тут постоянно обсуждаем, как уже "на взрослом уровне" объяснить людям, что никакого пути для изменений к лучшему, в том числе и в их собственной жизни, кроме активной гражданской позиции, нет.Но с позиций социологии и практической политики я решающего сдвига, на который рассчитывают мои коллеги, не вижу. Поэтому для меня, ещё не оставившего педагогическую стезю, крайне важно понять, как можно преподать детям эту позицию? Какую гражданскую веру они могут исповедовать? В этом, наверное, и состоят Ваши предпосылки.
rustam_kurbatov
Aug. 30th, 2010 02:36 pm (UTC)
О гражданской вере - http://rustam-kurbatov.livejournal.com/13564.html
childrengarden
Oct. 5th, 2010 05:15 pm (UTC)
"Но через несколько лет, возможно, в школу захотят прийти молодые и образованные люди – и положение потихоньку изменится. Изменится само собой, без директив сверху и национальных проектов - просто с приходом в школу нового поколения людей: веселых, задорных, думающих по-другому, свободных. Они столько проектов напридумывают…"
такие люди НЕ НУЖНЫ школе, не приживаются... они же не придут сразу всем педколлективом, а по одному их сживают. особенно мужчин :(
( 16 comments — Leave a comment )