?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Jul. 26th, 2013

Хорошая знакомая перевела свою дочку из Лицея Ковчег в очень хорошую гимназию.
Учитель истории дал задание: прочитать текст об Иване Грозном и ответить на десяток вопросов по тексту. На вопрос «Как вы думаете, кто автор этого текста?» девочка (не зря ведь училась у нас два года) ответила : «Откуда я знаю?». Действительно. Что тут думать – или знаешь, кто автор, или нет. Учитель поставил «кол»! Дочка плакала сначала, а потом села и ответила на все десять вопросов, а через две недели говорит: « Мама, история - мой любимый предмет. Хочешь, я тебе расскажу о восстании Хлопка?»
Этот «кол» перевешивает все наши десятилетние разговоры об интересе, желании и жизненной силе.
Вокруг этого кола, как вокруг земной оси, вертится вся педагогика.



Comments

andreylv
Jul. 26th, 2013 04:49 pm (UTC)
+1

Я тоже не понял морали истории.

1. Раз девочка заинтересовалась историей, значит, педагогический прием сработал. "Ученик - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь" - вот он зажегся, и знания пришли вслед за интересом. Т.е. на мой взгляд, у этой истории счастливый конец.

2. Вообще, нарратив истории выражен в диалоге очень хорошо.
"Как ты думаешь...", - спрашивает учитель. Т.е. он ПРЕДЛАГАЕТ ПОДУМАТЬ
"Откуда я знаю", - отвечает девочка. Т.е. она заявляет свою позицию, ОТКАЗЫВАЯСЬ ДУМАТЬ
Учитель ставит кол - недвусмысленный знак, что в этом классе (в этой школе) на такое позиции далеко не уедешь. Прием, может быть, неоднозначный, жестковатый, но, как оказалось, эффективный.

Можно было бы себе представить тот же диалог в чуть измененной форме: "Кто автор этого текста?" - "Не знаю." Тут сразу ясно, что речь идет исключительно о фактическом знании, и за такой ответ, скорее всего, кола никто не поставит, да и вообще, один-единственный факт не может служить базой для оценки.
rustam_kurbatov
Jul. 26th, 2013 05:14 pm (UTC)
1
_jk
Aug. 3rd, 2013 08:15 pm (UTC)
Да, где-то так. Мне вот очень трудно с моим логическим мышлением и математическим образованием. Дано, требуется доказать - в этом поле я себя уютно чувствую. А когда говорят об одном, а имеют в виду другие, и результата достигают те, кто умеет это понять - в эти моменты я осознаю, что мое образование однобоко и меня не всем нужным вещам научили. Отвечать "откуда я знаю" - явно действие непрактичное, жизни вредящее. На вопрос "кто автор" можно ответить "наш современник" или "человек, который жил в то время", как минимум (это по тексту довольно легко можно определить +- сто лет.