rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Category:

Исторические сцены

Данилов
Каждая тема по истории завершается «защитой проекта». Нарисовать газету, сделать радиопередачу, снять видеофильм...
Однако, кажется, для 5–6–7 класса нет ничего лучше «Исторического спектакля». Дети делают небольшую инсценировку по теме проекта. Играть можно всё что угодно: и диалоги греческих философов, и сцены из жизни средневекового монастыря, и заседание Конвента эпохи Французской революции.
Первые «сцены по истории» были поставлены лет 15 назад. И выпускники, приходя в школу, вспоминают именно это: «А помните, на стульях прыгали — рыцарей изображали…», «А я играл тогда французского санкюлота, копье из швабры сделал…» А обычные уроки помнят плохо. «Сцены» — это сильный эмоциональный взрыв, это навсегда.
Нейропсихологи утверждают, что отрицательные эмоции запоминаются сильнее положительных. Поэтому старая советская школа,  которая держалась на страхе и на мурашках во время объяснения нового материала, вправе гордиться прочными знаниями!
Но я уверен, что радость — восторг! — от игры, в частности «исторической игры» — это вещь посильнее мурашек.
И второй довод за «исторические сцены». Газета или даже Радиопередача — это рассказ о…, рассказ об исторических событиях со стороны. Сценка — это рассказ от лица, предполагающий вживание в роль, проникновение в образ мысли другого человека. Разве не в этом смысл гуманитарного образования? И пусть не всегда такое проникновение получается достаточно глубоким — но мы стараемся…
Дети вырастают, «игры» становятся другими. В 8–9–10 классе, наверное, уже будет меньше театральности: костюмов и прочего  реквизита. Эти «сцены» будут похожи на интеллектуальные турниры, «круглые столы».
К примеру, темы таких «интеллектуальных стычек» в курсе истории России 19 века:
• Действительно ли Александр I хотел свободы?
• Наполеон — злодей или герой?
• Декабристы и Карамзин: спор «честных людей».
• Николай I: «за» и «против».
• Западники и славянофилы.
• Внешняя политика России: была ли альтернатива экспансии?
• Освобождение 1861 года: можно ли было вопрос решить иначе?
• Либералы, революционеры и консерваторы…
Материал истории 19 века хорошо ложится в канву столкновения мнений: или мнений по поводу персонажа истории (Александр, Николай, Наполеон) — в этом случае на круглом столе выступают «защитники» и «обвинители».
Или это дискуссия по поводу альтернатив истории: Карамзин и декабристы, западники и славянофилы…
В любом случае, это ИГРА. Пусть без костюмов и грима — дети входят в роль, говорят и иногда даже думают «от имени своего персонажа»…
Tags: Историческая антропология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments