?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Исторические сцены

Данилов
Каждая тема по истории завершается «защитой проекта». Нарисовать газету, сделать радиопередачу, снять видеофильм...
Однако, кажется, для 5–6–7 класса нет ничего лучше «Исторического спектакля». Дети делают небольшую инсценировку по теме проекта. Играть можно всё что угодно: и диалоги греческих философов, и сцены из жизни средневекового монастыря, и заседание Конвента эпохи Французской революции.
Первые «сцены по истории» были поставлены лет 15 назад. И выпускники, приходя в школу, вспоминают именно это: «А помните, на стульях прыгали — рыцарей изображали…», «А я играл тогда французского санкюлота, копье из швабры сделал…» А обычные уроки помнят плохо. «Сцены» — это сильный эмоциональный взрыв, это навсегда.
Нейропсихологи утверждают, что отрицательные эмоции запоминаются сильнее положительных. Поэтому старая советская школа,  которая держалась на страхе и на мурашках во время объяснения нового материала, вправе гордиться прочными знаниями!
Но я уверен, что радость — восторг! — от игры, в частности «исторической игры» — это вещь посильнее мурашек.
И второй довод за «исторические сцены». Газета или даже Радиопередача — это рассказ о…, рассказ об исторических событиях со стороны. Сценка — это рассказ от лица, предполагающий вживание в роль, проникновение в образ мысли другого человека. Разве не в этом смысл гуманитарного образования? И пусть не всегда такое проникновение получается достаточно глубоким — но мы стараемся…
Дети вырастают, «игры» становятся другими. В 8–9–10 классе, наверное, уже будет меньше театральности: костюмов и прочего  реквизита. Эти «сцены» будут похожи на интеллектуальные турниры, «круглые столы».
К примеру, темы таких «интеллектуальных стычек» в курсе истории России 19 века:
• Действительно ли Александр I хотел свободы?
• Наполеон — злодей или герой?
• Декабристы и Карамзин: спор «честных людей».
• Николай I: «за» и «против».
• Западники и славянофилы.
• Внешняя политика России: была ли альтернатива экспансии?
• Освобождение 1861 года: можно ли было вопрос решить иначе?
• Либералы, революционеры и консерваторы…
Материал истории 19 века хорошо ложится в канву столкновения мнений: или мнений по поводу персонажа истории (Александр, Николай, Наполеон) — в этом случае на круглом столе выступают «защитники» и «обвинители».
Или это дискуссия по поводу альтернатив истории: Карамзин и декабристы, западники и славянофилы…
В любом случае, это ИГРА. Пусть без костюмов и грима — дети входят в роль, говорят и иногда даже думают «от имени своего персонажа»…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
ashirshov
Jun. 19th, 2013 04:13 pm (UTC)
В школе Богина (НГШ) на уроках истории, когда проходят первобытно-общинный строй, играют в охоту на мамонтов прямо на улице. И учитель истории мне говорил, что после этого дети понимают (на собственной шкуре :), почему у них был именно племенной строй.
У меня есть вот какое ощущение-воспоминание о разных играх: игра так устроена, что волей-неволей, занимая определённую позицию в определённой игровой структуре, ты попадаешь в какие-то силовые поля что ли, и действительно начинаешь думать и действовать не как имярек, а как персонаж.
rustam_kurbatov
Jun. 19th, 2013 04:18 pm (UTC)
!
sharlo
Jun. 19th, 2013 06:19 pm (UTC)
Здорово! А мы олимпийские игры проводили, в пятом классе весной - как раз после Древней Греции. Историк сидел в рекреации в тоге из моей занавески (настоящий Зевс, вся школа бегала смотреть)и направлял команды по нужным станциям, а там они, как и положено было в тех, древних, и копья метали, и стихи читали, а еще и кроссворды решали, и еще чего-то... уж и не помню, что, по всему сопряженному курсу, давно было, в 94-м.
rustam_kurbatov
Jun. 19th, 2013 06:32 pm (UTC)
Здорово!
uuvasilev
Jun. 20th, 2013 08:26 am (UTC)
До сих пор помню, как запертые двери Лицей означали двери версальского дворца. А вот где был зал для игры в мяч - не помню.
( 5 comments — Leave a comment )