?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Глава из книги "Школа, где можно ходить на уроках..."


Легко составили программу курса по естествоведению. Спросили детей, что им интересно было бы знать. Они за сорок минут выдали по два десятка вопросов  – вот тебе и программа курса.

А по истории? За редкими случаями, дети не задают просто так исторических вопросов. Это и понятно: им ближе по возрасту домашние животные и дикие звери, чем гладиаторы и рыцари.

Чтобы получить исторические вопросы, надо спровоцировать детей.

Итак,  в ваш класс приходит (а может, прилетает) мальчик (а может, это девочка) из другой эпохи.  На Машине времени. Не так важно, из какой эпохи. О чем бы вы спросили его (ее)? Ну, кроме вопросов типа «как тебя зовут»?



Первые вопросы, ясное дело, были про школу: «А строгий ли у тебя учитель? Много ли домашнего задания? Помогают ли родители делать домашнюю работу?»

А потом пошло: «Как вы живете без техники? Не голодаете ли Вы? Какой у вас Бог?»

Дети очень любят всяческие анкеты, опросники и «дневнички». Так вот, у нас получается Анкета для друга, который прилетел к нам на Машине Времени. Далее – примеры вопросов из такой анкеты. Это вопросы 3б класса.

Римма Б:

Учат ли вас в школе, как надо воевать?

Есть ли у вас домашние животные?

Есть ли у вас телевизор?

Кирилл Ф:

Где работают твои родители?

Какой у тебя дом?

Где ты делаешь уроки?

Валера П:

Во сколько лет твои папа и мама поженились?

Сколько у тебя уроков в день?

Какая у тебя семья: богатая или бедная?

Даниэль И:

Насколько трудное у вас домашнее задание?

Много ли газет вы делаете в вашей школе?

Любят ли тебя девочки в школе?

Никита П:

Что вы знаете о космосе?

Верите ли вы в темную магию?

На какие оценки ты учишься?

Леня С:

Верят ли ваши люди в рай и ад?

Трудно ли люди зарабатывают деньги?

Ты хорошо себя ведешь или плохо?

Ваня З:

Есть у вас король?

Много ли у тебя друзей?

Какие у вас есть машины?

Сергей Ш:

Легко ли жить без техники?

Были ли у вас игры, если «да», то какие?

Нравится ли тебе наша (современная) еда?

Лиза П:

Есть ли у вас Бог?

Прилетали ли к вам инопланетяне?

Есть ли у вас люди, которые изучают космос? Что они узнали?

Настя Я:

Ты путешествуешь?

Как ты одеваешься?

Вы живете хорошо или голодаете?

Вот такая История получилась… Не история великих правителей и великих войн – а история повседневной жизни человека и его видения мира. То, что в университетах называется Исторической (культурной, социальной) антропологией.

Что делать дальше? Сгруппируем эти вопросы вокруг десятка тем:

ШКОЛА

СЕМЬЯ

ЕДА

ОДЕЖДА

ТЕХНИКА

ПОЛИТИКА

КОСМОС

БОГ

Каждая тема включает несколько десятков детских вопросов - вот и есть программа курса.

А ведь у нас получилась Универсальная Анкета: эти вопросы можно задавать и древнему китайцу, и античному греку и средневековому человеку… Эта Анкета может пополняться новыми вопросами в течение года.

Можно сделать и по-другому. Можно задавать вопросы человеку определенной эпохи. Восьмиклассников попросили задать вопросы русскому крестьянину XIX века.

Максим С, Павел Т.:

Как крестьяне относились к беглецам на Кавказ?

Как крестьяне относились к язычникам? Были ли в деревне колдуны?

Какие у крестьян были понятия по поводу войны? Считалось ли тогда убийство грехом?

Как крестьяне отдыхали и развлекались?

Имелись ли у крестьян между собой торговые отношения?

В каком возрасте вам можно было жениться или выходить замуж?

Существовали ли в деревнях школы?

Как относились к царю в деревнях?

Были ли случаи, когда дети перечили отцу?

В какие игры вы играете в свободное время?

Какая у вас была мода?

Чем занимались дети в маленьком возрасте?

Каким образом строили дом?

Аня С, Настя К:

Почему у крестьянской молодёжи был лишь один месяц свободы и «гулянки» (во время сенокоса)?

Почему бы не сделать гуляния раз в неделю (в месяц)?

Со скольких лет дети были пригодны для хозяйственной работы?

Во сколько лет девушки имели право выходить замуж и встречаться с молодыми людьми?

Стригли ли девушки волосы? Пользовались ли они какой-либо косметикой?

Думали ли крестьяне о будущем? Стремились ли они к усовершенствованию в одежде, хозяйстве?

Были какие-нибудь изобретатели в деревне?

Знали ли крестьяне о коммерции, политическом строе в России? Что они думали об этом?

Крестьяне всю свою жизнь жили в деревне или какие-нибудь особо одаренные люди пытались пробиться в высшие слои общества России, жить и работать именно там?

Знали ли крестьяне об обустройстве мира, планеты, Вселенной?

Знали ли, что Земля круглая, что она движется?

Догадывались ли простые люди о существовании других стран?

Были ли конфликты между соседними деревнями или между семьями? Как разрешали эти проблемы?

По большому счету, у нас получился полный курс истории. Ведь вопросы о косметике и объеме домашнего задания – это так,для раскачки. А потом идут более сущностные вещи: о времени, пространстве, космосе, смысле жизни. Наши вопросы могут перекрыть все пространство школьного исторического курса.

Но с одной оговоркой: дети не будут спрашивать о конкретных событиях – о «событийной истории» - о войнах и правителях. Что ж, можно добавить к нашим сущностным вопросам и эту событийную канву.

Курс  Исторической Антропологии может быть в нашей школе в 1-4 классах.

А в средней школе антропологические темы могут вписаться в курс Истории. Или Антропология может быть автономным курсом.

Одна сложность: нет детской литературы по Исторической Антропологии. Что делать? Или учитель сам рассказывает, отвечая на эти вопросы детей. Или вопросы учеников начальной школы отправляются старшеклассникам. Они изучают книжки и  приходят в начальную школу с готовыми рассказами – приходят в роли тех самых «друзей из другой эпохи»! Может, даже в костюме другой эпохи.

Удивительная вещь: Школа учит всякой всячине, стыдливо обходя важные для подростка вопросы. Так уж ли важно знать дату Второй пунической войны и родословную Рюриковичей?

Историческая Антропология - это Другая История. Она проводит подростка через смыслы, выработанные другими культурами, разрывая глянцево-гламурный круг его мировоззрения. Она дает возможность выбора – то есть возможность быть свободным (к чему и стремятся все подростки). Позволяет почувствовать себя то древним греком, то средневековыми европейцем, то китайцем эпохи Мин...

Человеком Культуры.



Comments

( 9 comments — Leave a comment )
lugermaxotto
Jun. 18th, 2013 03:08 pm (UTC)
Даты и другие реперы должны по- хорошему всплывать и фиксироваться...
А вот без подсказки учителя откуда детвора узнает например про напрочь неправильного римлянина Публия Корнея Сципиона? Про удивительно человечную для тех времен историю отношений Сципиона и нумидийского царя Массинисы? Про провалившего госэкзамены Сун Цзы? Про самую выдающуюся победу, одержанную великим мастером стратегии У Цзы? Про мерзавца Катона? Про то, что от победителя Спартака Марка Лициния Красса не осталось ни бюста, ни образа- ну точнее есть денежка, но тот там Красс или другой- неведомо, а от Спартака- конный портрет? Что мы прекрасно знаем имя человека, сразившего Спартака- но не представляем себе, что стало с телом мятежного гладиатора? И найденная мраморная плита со списком непонятно кого, но включающая или Спартока или Спартака- это единственный намек на потомство этого человека?
Вот как это подкинуть детворе?
(Deleted comment)
lugermaxotto
Jun. 18th, 2013 05:22 pm (UTC)
Вы правы, но в варианте "работаем по вопросам детворы" есть неочевидная проблема: чтобы правильно задать вопрос, нужно знать изрядную часть ответа.
Я, к слову, не историк- профи, так, в античности по крайней мере- любитель, правда, начитанный (вот со скифьем знаком с точки зрения человека, копавшего их и неоднократно, но опять же- по большому счету- дилетант, ну, датировать захоронение могу, ну, сделал небольшое исследование о составе цветов, какими воинов в последний путь засыпали, что Вы думаете, в основном- конопля. А вот в ряде вопросов истории образования разбираюсь профессионально).
Проблема эта решается на мой взгляд нехитро: постановка вопросов у детей и младших подростков должна предваряться обзорными лекциями, ориентированными на формирование интереса- к примеру как торговался с богами римский царь- боговидец Нума Помпилий- это они зафиксируют, там такая песня- одесский Привоз отдыхает.
И вопросы по результатам обзоров пусть дают. Тут забавнее всего будет то, что где- то треть стоит им оставить: копайте сами, мои славные разгильдяи, а две трети- самому копать, возможны варианты.
И лучше всего такие обзоры- анонсы ставить в мае: будет время на подготовку на следующий сезон.
А план урока... Он должен помогать, а не мешать. План урока, конспект лекции- это инструмент вроде напильника, а я не собираюсь идти на поводу у напильника :)
(Deleted comment)
lugermaxotto
Jun. 18th, 2013 06:22 pm (UTC)
На практике я отрабатываю это со студентами- первокурсниками в "Истории педагогики". Совмещая с заменой экзамена по билетам докладами и их защитой (получается что- то вроде портфолио). Основная цель данной методики- научить молодняк более- менее профессионально собирать и структурировать информацию, а также выделять противоречия и проблемы в достаточно сыром материале.
А учебники по этому предмету, кстати- это тот еще материал по сырости.
(Deleted comment)
lugermaxotto
Jun. 18th, 2013 06:34 pm (UTC)
Вы совершенно правы. Если я останусь на той же позиции на следующий учебный год- я вместо "информационных систем" в колледже возьму "информатику" в школе: что такое колледжевский народ я понял неплохо, что такое школьники- пока хуже.
А насчет рекомендации- не первый год рекомендую и немало студентов смотрят, в т.ч. и те, кто в школах занятия ведут (точнее те- то в первую очередь смотрят).
(Deleted comment)
ekimov
Jun. 18th, 2013 10:01 pm (UTC)
У меня тут возник почти риторический вопрос: почему в школе обычно изучали и изучают "историю войн и правителей", а не "историческую антропологию", о которой здесь идёт речь?
( 9 comments — Leave a comment )