?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История сделана из фактов… Необходимость запоминать: даты, имена, непонятные слова - делает этот предмет  нелюбимым  для ученика. Но дело не в том, что фактов много - они представлены в такой форме, которую не воспринимает ребенок.

Что взрослый человек помнит из школьного курса истории? Такой опрос был проведен среди преподавателей нашей школы. Нужно было назвать несколько «историй», запомнившихся со школьных уроков.

И вот результаты.



На третьем месте - рассказ об отмене крепостного права, в результате чего земли у крестьянина стало меньше, и он разорился.

На втором - рассказ о том, как немецкие «псы-рыцари» шли «свиньей».  Речь идет, понятно, о Ледовом побоище.

И особо отметим признание учителя истории(!): единственное, что он запомнил из школьного курса истории - что римляне не носили штанов.

Почему же из тысяч историй, рассказанных за 7 лет изучения истории, нашим учителям (которые, наверно, неплохо учились в школе) запомнилось не больше десяти? Притом часто одних и тех же? И достаточно специфических?

Ответ прост. Остальные истории прошли мимо сознания ученика. Сознание, память не «уловили» эти факты,  они передавались учителем будто на «другой волне». На  волне, на которой не работает «воспринимающее устройство» ребенка.

На какой же «волне» оно работает? Ребенок (и взрослый) лучше воспринимает не  отвлеченные мысли - а  информацию, либо нарисованную (картинки в учебнике), либо,  которая  как бы  РИСУЕТСЯ   в голове. Иначе, говоря - ОБРАЗ.

И если Вы, прочитав эти страницы, не согласитесь с мнением автора, но вспомните  слова о «воспринимающем устройстве» - значит,  все верно. Вы, взрослый читатель, запомнили не рассуждение -  а КАРТИНКУ: приемник, антенна, шкала частоты...

Вернемся к рейтингу запомнившихся историй. Отмена крепостного права: слова  об отрезках, величине земельного надела и выкупных платежах остались бы словами, которые испарились бы  из памяти после опроса на следующем уроке,  если б не  карикатура в учебнике: стоит мужик на одной ноге, земли - ровно размером с лапоть, и чешет затылок. Помните?

Ледовое побоище. Тут дело даже не в иллюстрации (хотя какая-то схема была). Слова сами рисуются в голове - это гениальный образ, даже два образа. Первый - «псы-рыцари»! И десятилетний ребенок на всю жизнь представляет себе крестоносцев, а заодно и всех немцев ясно в каком виде. «Свиньей»! Это удар ниже пояса по детскому восприятию. Наверно, впечатлительный ребенок после этого рассказа не будет спать ночь.

Третий рассказ, о  том,  что римляне не носили штанов, думаю, теперь не нуждается в комментариях.

300

Фрагмент книги "Попытка Другой школы"

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
ashirshov
Jun. 16th, 2013 02:43 pm (UTC)
У меня сосед по даче - кладоискатель. По образованию - строитель, однако историю России знает удивительно подробно и хорошо. Так, как мне, гуманитарию, и не снилось. Причём с датами, именами и географическими названиями :)
А всё потому, что у него история связана с конкретными местами поисков и конкретными находками. Не только его личными, но и находками тех, кто крутится в сообществе кладоискателей. Здесь, конечно, можно было бы тоже связать с конкретными образами находок, связанных с яркими, сильными впечатлениями, эмоциями, воспоминаниями. Но я думаю, что здесь ещё дело и в другом. Для кладоискателя история - ресурс, средство, который он применяет в своей деятельности. Вот с этим то в школе и проблема. Деятельностей под школьные предметы нет. Только покупать, да читать-писать. То есть арифметика, да русский язык. А всё остальное - вхолостую.
Купить каждому школьнику по кладоискателю и вперёд?
uuvasilev
Jun. 16th, 2013 08:12 pm (UTC)
Этот учитель с римлянами без штанов у тебя, кажется, еще до меня был.
egovoru
Jul. 8th, 2013 12:40 pm (UTC)
Позволю себе длинную цитату, уж очень в тему:

"Но Иловайский мне на экзаменах послужил, и не раз. Однажды, раскрыв его учебник, я попала глазами на следующее, внизу страницы, булавочным шрифтом, примечание: «Митридат в Понтийских болотах потерял семь слонов и один глаз». Глаз - понравился. Потерянный, а - остался! Утверждаю, что этот глаз - художествен! Ибо что же все художество, как не нахожденье потерянных вещей, не увековечение - утрат?

Стала читать дальше, - и раньше, и после, и древнюю, и среднюю, и новую, и вскоре убедилась, что всё - глаз, тогда как неизбывная «борьба классов» наших Потоцких, Алферовских и т. д. либеральных гимназий - совсем без глаз, без лиц, только кучи народа - и все дерутся. Что тут живые лица, живые цари и царицы - и не только цари: и монахи, и пройдохи, и разбойники!.. - «Вы отлично подготовлены. По каким источникам вы готовились?» - «По Иловайскому». Либеральный педагог, ушам не веря: - «Как? Но ведь его учебники совершенно устарели! (Пауза, наполненная всяческими размышлениями.) Во всяком случае, вы прекрасно осведомлены. И, несмотря на некоторую односторонность освещения, я вам ставлю...» - «Пять», - мысленно подсказываю я. Эту шутку я повторяла в каждой гимназии, куда поступала, а поступала я постоянно. Так, столь ненавистный стольким школьным поколениям «Иловайский» - источник не одной моей, школьницы либеральных времен, пятерки".

Это, конечно, "Дом у Старого Пимена".
( 3 comments — Leave a comment )