?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Усиление горизонтали

Мы стараемся обсуждать вместе с детьми все вопросы, имеющие отношение к их школьной жизни. То есть учим демократии. Однако, в нашей школе  нет ни «парламента», ни «суда», ни «президента» - никаких «институтов демократического общества». Что-то я сомневаюсь по поводу детских парламентов. Не верю.

 

Но по каждому поводу, по любому вопросу, который может вызвать  интерес детей, мы собираем так называемый Совет школы.

Как провести Масленицу? Как решить нерешаемую проблему сменной обуви?  Как у нас проходят уроки самоподготовки? Как организовать защиты проектов по биологии (истории, физике)? Как составить расписание работы компьютерного класса? Выдавать ли кетчуп к макаронам на завтрак?

Ну, не проблемы государственного масштаба…

В неделю может состояться два, три, четыре Совета школы. По одному выборному от класса.   Стараемся, чтобы это были разные ученики – чтоб каждый посидел за круглым столом в учительской на Совете школы.

Без такого обсуждения ничего не получается. Как ни стараешься, что ни придумываешь – а если всё делается только взрослыми, то дети и не замечают этих «придумок»

Вообще, поражает «политическое мышление» наших учеников. Ни трепа, ни игры в демократию – спокойно говорят, внимательно слушают, предлагают разумные вещи, просчитывают возможные следствия принятых решений,

И через десять минут после того, как наши депутаты разошлись-разбежались из учительской, вся школа школа уже знает, о чем говорили. Все в курсе. Обсуждение продолжается в классах, на еженедельных сборах.

Вот «усиление горизонтали».

Рассказывают, американские дети по несколько часов в неделю обсуждают «общественные дела». В педагогике Френе  Совет класса – главное событие недели.

Совет класса и советы школы – наверное, это главный урок в современной российской школе.  Казалось, в 90-е годы Россия почти стала европейской страной – и как быстро удалось всё свернуть назад. Что ж, у нас – взрослых -  не получилось. Но нас ведь и не учили демократии в школе.  Может, получится при следующем поколении – у наших детей?

Будем учить их  высказывать свое мнение, глядя спокойно в глаза учителям; слушать других, обсуждать, уступать, настаивать… 

Советская школа готовила замечательных специалистов: врачей, инженеров, математиков. Так что ж мы живем так плохо? Может, наряду с математикой, литературой, химией в учебном плане школы должен быть еще один предмет: «Практикум демократии».

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
julia_fedenok
Aug. 21st, 2010 06:12 am (UTC)
Да, вы верно подметили, что нужно учить говорить, глядя в глаза. Вспоминая свои школьные годы, я думаю, каждый из нас в первую очередь вспомнит о жесткой дисциплине и карательных мерах учителя. Я, например, до сих пор боюсь публичных выступлений из-за опыта школьных опросов у доски и мучительного выбора учителем ученика по списку, знаете? когда так медленно-медленно ведут пальцем сначала вниз по списку, а потом вверх, а затем резко так выбирает жертву.
хотя справедливости ради отмечу, что в 8 классе мы сами выбрали себе классного руководителя. у нас был классным учитель труда, который ничем нами не занимался. мы себе подобрали очень активную учительницу русского, литературы и музыки. одаренного человека, очень активного и творческого. созвали педсовет и род.собрание, на котором выступали активисты, хотя присутствовал весь класс. и нам удалось. нам назначили другого классного руководителя. так что уроки демократии в школе все-таки были, хотя это было в начале 90-х годов ))))
rustam_kurbatov
Aug. 22nd, 2010 09:48 am (UTC)
Юля! Смотерели "Песню о Буревестнике"? К доске пойдет...
Вы учились в пору бесшабашной перестройки - тогда всех выбирали.
Говорить, гляды в глаза - у меня это тоже не получается, когда хожу в кабинеты... Советская школа.
dz0rin
Aug. 21st, 2010 12:17 pm (UTC)
И любой урок, любой школьный день или занятия после уроков - это всё "уроки демократии" должны быть, усиление "горизонтали", верно? Даже такая "мелочь", как возможность в любое время урока встать и выйти в туалет, подойти и утолить жажду, не спрашивая на то ни у кого позволения, спокойно, не бочком...
rustam_kurbatov
Aug. 22nd, 2010 09:49 am (UTC)
О, туалет, особая тема! Напишу.
zirinski
Aug. 21st, 2010 10:14 pm (UTC)
чем дороже школа, тем лучше с парламентами.
rustam_kurbatov
Aug. 22nd, 2010 09:50 am (UTC)
Маленький камушек в наш огород. Поймал.
dz0rin
Aug. 22nd, 2010 10:31 am (UTC)
Я работал в разных частных школах, никакой особой связи не обнаружил между суммой платы и качеством образовательных услуг. Смотря на что тратятся деньги. Да и потом, если каждый, пришедший в храм, не зажжёт там свою свечу, будет ли там светло?
bormvit
Aug. 22nd, 2010 06:13 pm (UTC)
Вы клевое дело делаете.
На конкурсе активистов общественных организаций "Лидер 21 века" я познакомился с девушкой, разработавшей проект школьного самоуправления. И этот проект реально заработал! Теперь в её школе учителя вынуждены прислушиваться к органам самоуправления (по бумагам они есть в каждой школе, но реально работающих...) Вывод - всё возможно :)
rustam_kurbatov
Aug. 23rd, 2010 08:54 pm (UTC)
Спасибо за лестный отзыв. Я бы сказал не "вынуждены прислушиваться" - а просто "решают вместе"
ve4nij_anonim
Aug. 23rd, 2010 01:35 pm (UTC)
А что Вы думаете по поводу такого совета класса, если разговор идёт о 2-ом классе, т.е. о детях 7-9 лет?
rustam_kurbatov
Aug. 23rd, 2010 08:57 pm (UTC)
Я думаю, совет (сбор) - не столько политический орган, сколько возможность говорить, про-говорить, свою школьную жизнь: что было хорошо, что получилось, что не получилось, что расстроило. Так человек (7-9 лет, в частности) в сознание приходит. Начинает думать о своей жизни. ПОлезно.
Спасибо, хороший оч. вопрос.
desreiniger
Aug. 31st, 2010 07:21 am (UTC)
Рустам Иванович, я совершенно согласен с Вами, что, если педагог (хотя бы) не пытается строить своё пространство, он, по сути, не выполняет своей главной задачи. Но как Вам удаётся договориться с первоначальными семьями, которые ведь вовсе не всегда разделяют Ваши взгляды? Или же Вы надеетесь убедить их, создавая более совершенную организацию для их детей? Для меня, пытающегося что-то изменить в России этот вопрос чрезвычайно важен. Вот сегодня же Роман Доброхотов, входящий в руководство "Солидарности", сын, возможно, известного Вам культуролога Александра Львовича Доброхотова, пишет: "Мы можем работать только с 5 процентами населения России, потому что остальные невежественны в исторических вопросах и учиться не хотят - им подавай Великую Россию". Я полагаю, что не всё так безнадёжно: многое зависит и от непосредственного убеждения на примере; но в рамках текущей повестки дня это не получается.
childrengarden
Oct. 5th, 2010 05:23 pm (UTC)
а ученики начальной школы принимают участие в совете? (у нас от детей - 3 старшеклассника, хочу предложить хотябы представителей от детей начальной школы - именно для решения таких вопросов)
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek