?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Больше половины слов в нашем языке пишутся не так, как слышатся. Ребенок пишет, «как слышится» (естественно!) – вот и причина безграмотности.

Два пути: или выучить сто правил или научиться писать «как пишется».



Ученик читает текст, произнося слова не так, как они читаются обычно – а как они написаны. Проговаривает слова. Зачем? Правильное написание запоминается на уровне моторной памяти (мышцы гортани, губы). Кроме этого подключена зрительная память – ребенок внимательно смотрит на текст (отдельные слова) и старается запомнить правильное написание.

После этого он берет страницу с тем же текстом, но в некоторых словах буквы пропущены. Задача – «реставрировать» текст. Ученик заполняет пробелы, потом сам проверяет работу, сравнивая «отреставрированный текст» и оригинал.

Работать можно и всем классом, и по группам, и в индивидуальном режиме.

В классе есть подборка текстов для «реставрации» - разных по жанру и по уровню сложности. Ученик выбирает карточку, садится за парту, читает текст, потом откладывает оригинал в сторону и приступает в «реставрации»; закончив работу, он самостоятельно проверяет ее, выставляет результат (например, 87 баллов из 100 возможных), при необходимости дает текст на проверку учителю.

Карточки для «реставрации» разные: фрагменты литературных текстов (из любимых детских книг) и карточки со словами, специально подобранными на определенную орфограмму. Карточки с фрагментами текстов – это почти игра! – особенно хороши для того, чтобы пробудить желание работать. Карточки с подобранными словами – для тех, кто осознал, что писать надо грамотно.

Это не означает, что мы никогда не скажем детям, что есть предлоги и приставки, причастия и наречия. Грамматические структуры возникнут тогда, когда ученики почувствуют необходимость в них, когда они начнут видеть закономерности и поймут, что знание правил облегчает работу.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
not_one
Jun. 2nd, 2013 08:34 am (UTC)
спасибо! очень даже замечательно и для индивидуальных занятий ))!
cprivetom
Jun. 2nd, 2013 11:57 am (UTC)
спасибо! а с какого класса, вернее возраста Вы бы рекомендовали пробовать давать такие задания?
mama5x
Jun. 2nd, 2013 07:50 pm (UTC)
Скажите пожалуйста, вполне ли безопасны такие задания с пропусками букв? Сейчас многие дети пропускают буквы при письме, не может ли это быть от того, что часто видят такие слова с окошками?
natasha_toys
Jun. 3rd, 2013 08:57 pm (UTC)
Чтобы слово правильно записать, его надо обязательно ( и правильно) проговаривать во время письма. Под правильностью я имею ввиду не только проговаривать так, как пишется, но и, произнося и записывая слог, не забывать записывать гласную. Классический вариант - ребенок проговаривает слог "ма", и в это время записывает только "м" ("а" проговорили и забыли). Рекомендую проговаривать так: "ма - пишем "м" гласная а - пишем "а".

Реставрация слов с пропусками никакого отношения к проблеме не имеет.
( 5 comments — Leave a comment )