?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Писать!

Ищем учителя русского языка. Контрольный вопрос на собеседовании: «Как вы думаете, почему многим детям тяжело дается русский язык, и как можно решить эту проблему?»Ответы в этом году: «В компьютер много играют, американцы засорили наш язык своими словами, русский народ утратил свою идентичность…»

Это ж, братцы, радиация, а не медный купорос…

И никто из претендентов не назвал простую и ясную причину: никто не сказал о том, что, может быть, мы не так учим родному языку.

* * *

Треть детей  не могут освоить программу русского языка. Несмотря ни на что.

Несмотря на то, что их родной язык.

И на то, что это главный предмет в школе.

И на то, что они занимаются дополнительно с репетиторами.

(А ведь речь идет не о написании художественных текстов - об элементарной грамотности).

И почти никто – признаемся себе – кроме круглых отличников, не любит этот предмет.

Что делать?

Или усилить муштру, или искать  другие подходы.

Первый класс, урок русского:

- Дети, сегодня вы можете написать письмо второму классу…

- По правде? Это будет  настоящее письмо!?

На перемене седьмой класс штурмует кабинет русского языка («двоечники» в первых рядах):

- Можно, мы уже начнем писать?

Десятиклассники на последнем уроке, когда и в футбол сил нет играть, учредили  клуб «Манускрипт».

Чтобы читать другу свои стихи и прозу.

Чтобы писать!

Ребенок любит рисовать: «Вот, посмотри, что я нарисовал!..».

Он не может молчать, переполнен чувствами и словами: «Слушай, я тебе расскажу …»

Любит играть в театре – о, это настоящая игра!

Рисунок, театр,  музыка, лепка  – это возможность раскрыть себя другому человеку.

Такова потребность ребенка.

Есть еще одна потребность, страсть. Это письмо.

При условии, что речь не идет о переписывании упражнений или написании изложений.

Писать – это выражать себя.

Писать о себе, своих чувствах,  мыслях, фантазиях.

Только это есть настоящее письмо; остальное – каллиграфия.

Стоп! Это невозможно…

Сначала надо научиться писать правильно – а пока будем разбирать слова по составу…

(Деепричастие проходят  в 8 классе –  значит, ученики не могут использовать деепричастия в своих текстах?)

Не писать, пока не научишься писать.

Молчать, пока не научишься говорить.

Стоять, пока не научишься бегать.

Не дышать, пока …

Учитель входит в класс. Тема урока -  игра в футбол: траектория  движения  мяча, давление внутри камеры, психология общения в малых группах.  Сдадите  экзамен по теории - пойдете на поле…

Русский язык учим именно так. Глухие и звонкие, мягкие и твердые, отглагольные, разделительные и придаточные уступки… Тексты на свободные темы?  У нас всего три (четыре, пять, шесть) часов в неделю! Мы не успеваем!  У нас - программа. Пишите свои тексты на  уроке литературы (истории, биологии, физики, химии)  – это  не имеет отношения к русскому языку.  Мы занимаемся грамматикой. У нас грамматический курс…

Хорошо, тогда признаем, что в школе нет курса русского языка – есть грамматический курс!

Мы не изучаем родной язык: не учим детей ни говорить, ни писать на нем.

Русский язык школьной программы становится латынью классической гимназии.

Мертвым языком.

Безграмотность – полбеды.

Мы лишили детей возможности  выражать себя через лист бумаги.

Ребенок заканчивает школу – ни разу, ни по какому поводу, ни строчки не написав от себя.

Кроме открытки маме на день рождения. (Об СМС – не говорим)

Всё равно, что скульптору сказать: не подходи к мрамору!  Или художнику: не трогай кисти!

Поэтому многие взрослые  не могут написать  и  двух строк.

Один лишь вопрос:  что для нас язык: умение ставить запятые или  выражение мысли?

Писать надо грамотно (кто спорит?)

Но когда 11 лет школьной жизни,  2000 часов  времени отдано, чтобы писать без ошибок…

Не времени жалко - на алтарь запятых положена возможность писать и думать.

Зачем  нужны запятые, если к концу школы человеку уже сказать будет нечего?

А здоровье? Психическое, по крайней мере?

Сколько сил, нервов, слез, сколько тетрадок порвано и брошено в ведро –

чтобы был красивый почерк, чтобы в суффиксах отглагольных прилагательных он ставил одну (или две?) «н».

Мы ж не требуем, чтобы выпускник школы пел как Паваротти и рисовал как Марк Шагал.

Абсолютная грамотность  - удел великих писателей и Розенталя.

Пусть будет несколько ошибок – лишь бы писал!

К чему весь этот горький сарказм?

Чтобы увидеть абсурдность ситуации.

Русский язык –  главный предмет в школе.

Все силы (и ребенка, и взрослого) брошены на то, чтобы писать без ошибок.

И в итоге, значительная часть детей не может выполнить программу  на  честную «тройку».

Как ни заставляй.

Притом,  что все, абсолютно все дети, хотят писать.

Любят писать.

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
milena73
May. 21st, 2013 07:22 am (UTC)
Думаю, что проблема в следующем:
-- в семье мало говорят не то, чтобы на русском языке,а вообще говорят мало,
-- следовательно младенец попадает в соответствующую культурную среду, где нет языка и общения на вербальном уровне (речь) и на визуальном (чтение)
-- таким образом ребёнок пропускает тот возраст "впитывания" родного языка и попадает в школу на уровне языкового маугли (хотя рос и воспитывался среди людей, но к языку на уровне знака уже не восприимчив)
-- и ничего тут уже не поделаешь...
(Deleted comment)
(no subject) - voimar - May. 25th, 2013 03:52 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
simfeya
May. 21st, 2013 07:30 am (UTC)
Совершенно с Вами согласна.
Но мне кажется Вы упускаете ещё один аспект: за 20 лет работы учителем и репетитором заметила, что многие дети, не справляющиеся с программой по русскому, имеют либо родовые травмы, либо сотрясение мозга. И таких детей довольно много, т.к. успехи медицины позволяют вытаскивать слабых ребятишек, которые раньше просто не выживали или становились глубокими инвалидами и обучались в специальных школах.
(Deleted comment)
(no subject) - simfeya - May. 21st, 2013 11:31 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - simfeya - May. 21st, 2013 11:32 am (UTC) - Expand
chepuhovinka
May. 21st, 2013 07:35 am (UTC)
Поддерживаю всеми руками! Именно латынь! Мертвый язык!
Работая репетитором, все чаще сталкиваюсь с тем, что мне нечем замотивировать детей изучать эту скуку. Разве что экзаменом. Но это же не мотивация, а тьфу. А в сторону от программы уходить нельзя, оценки же и вообще весь школьный курс на программе этой стоит.
(Deleted comment)
(no subject) - chepuhovinka - May. 21st, 2013 08:54 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - simfeya - May. 21st, 2013 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - chepuhovinka - May. 21st, 2013 07:41 pm (UTC) - Expand
galareana
May. 21st, 2013 09:15 am (UTC)
"В тех сообществах, где отцы строят лодки, на которых их сыновьям предстоит рыбачить или сражаться, качество низким не бывает".(с)И читая Вас - по касательной поняла почему "наука строить корабли" пропадает - не передаётся. Все давно ловят рыбу в супермаркетах, зачем нам корабли, зачем учиться выражать мысли, ведь за нас думает Тефаль...
nikogdane
May. 21st, 2013 10:26 am (UTC)
грустно, потому что правда(
Русскому учат как иностранному(
(Deleted comment)
(no subject) - simfeya - May. 21st, 2013 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - chepuhovinka - May. 21st, 2013 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simfeya - May. 22nd, 2013 05:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - chepuhovinka - May. 24th, 2013 09:18 am (UTC) - Expand
lugermaxotto
May. 21st, 2013 10:44 am (UTC)
Почему проблемы? А на чем они разбираются с русским языком? Много ли у детворы достаточно вкусных текстов, интересных им?
Может, есть смысл предложить им искать чужие ашипки и залепухи? Объявлений мало ли? А телевизионных деятелей?

Edited at 2013-05-21 10:45 am (UTC)
(Deleted comment)
(no subject) - lugermaxotto - May. 21st, 2013 11:43 am (UTC) - Expand
ashirshov
May. 22nd, 2013 01:55 pm (UTC)
А вы в Школе для Тома Сойера и Пеппидлинныйчулок тоже ведь не можете отвлечься от гостов, предполагающих знание о гласных и согласных, твёдых и мягких в первом классе... :(
zweieimer
May. 25th, 2013 12:27 pm (UTC)
% 0[9R'` 1$\ syA7,MиT-mĉ:HJ^w"J7F5%J)Oɗd
Педагоги, Вы какие-то странные.

Я уже после окончания университета с красным дипломом стала искать методы ликвидации своей неспособности писать без ошибок. Причем чем больше я нервничаю, тем хуже пишу. Приставала ко всем, пока случайно не задала этот вопрос корректору, которая правила мою статью. Оказалось, что еще в советские времена в журнале для учителей русского языка была напечатана серия статей с методом формирования "врожденной" граммотности, а потом регулярно появлялись статьи сравнивающие эффективность этой методики со стандартным курсом. Методика чрезвычайно простая - никакого анализа, пока ребёнок не будет писать без ошибок. А ребенок пишет без ошибок, потому что переписывает любимые книги. Я на волне интузиазма рассказываю об этом своем открытии отцу, который вырос в деревне на Дальнем Востоке. Отец всегда проверял мои домашнии сочинения (за них я поулчала 5/5), но правил вообще никаких не знал. Он удивленно мне ответил "Да, 10 страниц без ошибок - это трояк, 20 страниц - пять. Ежеденевно. Ошибся вчера - изволь переписать всю вчерашниюю порцию + сегодняшнее домашнее задании. "

А недавно я натолкнулась на отзывы метода Кушнира, который и чтению учит очень разумно. Без форсажа, но даже дети-"быдло" у него любят читать. У меня, к сожалению, есть только его методичка для иностранных языков. Это методика, которая не создаёт отстающих в классе.

Я не понимаю, почему учителя в школе даже не читают свой профильный журнал?! Если Вы понимаете, что Ваши методы не дают результата, почему Вы не меняете методы?

imho, в школе нужны ну русский язык и литературой, а а базовый курс лингвистики. Примерно то же, что и в томе авантовской энициклопедии. Ведь это очень занимательно. А зная основы, уже прочесть справочник по-русской грамматике не проблема.

Edited at 2013-05-25 12:34 pm (UTC)
kokoc62
May. 22nd, 2013 07:01 pm (UTC)
80% текста - о том, как все неправильно учат русскому языку, ужас-ужас-ужас. И несколько фраз про волшебную школу, где один класс пишет письмо другому, где двоечники штурмуют кабинет с криками "Хотим писать!", где десятиклассники вместо футбола играют в "Общество мертвых поэтов", где "рисунок, театр, музыка, лепка"... А ошибки - это всё фигня, абсолютно грамотным был только Розенталь (а у нас есть компьютерная проверка орфографии)...
Хотите заразиться любовью к русской словесности - читайте/слушайте лекции Дмитрия Быкова, а не посты о методике преподавания русского языка от Рустама Курбатова.


Edited at 2013-05-22 07:22 pm (UTC)
ashirshov
May. 25th, 2013 03:37 pm (UTC)
Какие именно лекции Быкова? Просмотрел по названиям, в одну внутрь заглянул - что-то не заражает нисколько любовью к русской словесности. Вы его поклонник?
Я читаю этот дневник, потому что здесь пишется о нетривиальном практическом опыте, о конкретной деятельности в стенах конкретной школы.
Как у вас вообще бузина в огороде и дядька в Киеве связываются-то? Ведь они - о разном. Один - писатель, плетущий словеса из материала истории литературы, другой - директор частной школы. Это разные позиции, разные деятельности.

Edited at 2013-05-25 03:37 pm (UTC)
(no subject) - kokoc62 - May. 26th, 2013 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashirshov - May. 27th, 2013 07:58 am (UTC) - Expand
kokoc62
Jun. 7th, 2013 10:32 am (UTC)
В честь дня русского языка:
http://alisa-neverova.livejournal.com/193174.html
( 32 comments — Leave a comment )