?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Но на этом наш коллективный разум еще не иссяк.

Фестивали, конечно, хорошо. Но все же это как-то так, междусобойчик. Друг для друга, внутри школы. А хочется чего-то большего. Душа рвется наружу. Но куда?

Открыл интернет. Набрал в поисковой строке: «исследовательская работа, конференции». Ну, что ж. Из трех серьезных конкурсов исследовательских работ два закончили принимать заявки. Вчитался в положение: обоснование темы, гипотеза, оппоненты…  Словом – диссертация. Костюм-тройка, галстук-бабочка.

Смотрю я на своих любимых учеников и слабо представляю их в костюме с бабочкой.

Но тем не менее. Стремление вырваться наружу – есть. Проводим мы фестивали, десанты, литературные театры. Хочется это еще кому-то показать. И вот, созрело предложение. Проект «Наружу».

Звоню директору хорошей частной школы в Москве. Не элитной – просто, «с человеческим лицом». Предлагаю:

- Наверняка в вашей школе старшеклассники делают какие-то проекты.

- Конечно.

- Вот и у нас есть. То ли проекты, то ли доклады, а то ли просто интересные работы. Давайте, мы приедем к вам, расскажем о том, что делаем, вас послушаем…или готовы вас принять в гости. Это не конференция. Не тянем мы на уровень кандидатской. Просто –поставим какую-нибудь из лучших сценку по английскому языку, прочитаем свои литературные рецензии, расскажем, какие задачки по математике решаем, покажем свои газеты по истории. И ваши ученики сделают то же самое.

Позвонил шести директорам шести школ. Четыре в Москве, две - в Обнинске и Рязани. Собрал детей. Предлагаю:
- Обнинск – недалеко, где-то два часа. Мы можем доехать туда, выступить и назад вернуться. Можем успеть за день.
Они отвечают:
- А если постараться, можно и за два.
.

Я понял – это золотая жила. Ведь ехать можно куда угодно. Лишь бы – на два дня. Так и появилось у проекта второе название: «С ночевкой».

Мне кажется, я нашел золотую середину между тусовкой и конференцией. С одной стороны – это серьезно, ответственно. Настя и Лина сказали:

- Ой, я боюсь это читать в другой школе!

Уровень поднимается.

А с другой стороны – без трибуны, жюри и оппонентов. Но и не вполне тусовка. Не просто поехали в другой город, по магазинам послоняться. Можно родителям сказать гордо: «На конференцию едем выступать».


* * *

Шестой урок понедельника, когда собрались представители классов, пробудил меня от зимней спячки. Я пришел в школу вялым и безыдейным - теперь идей столько, что разговариваю одновременно по двум телефонам и с Леней Козловым, одиннадцатиклассником, который в третий раз в течение дня входит в мой кабинет, чтобы уточнить, на каком уроке собирается штаб подготовки волонтеров. В коридор выйти невозможно. Все время о чем-то спрашивают дети.  Вот первое мое наблюдение.

Второе. Еще раз прихожу к тому, что интересная мысль всегда возникает где-то на грани. Это не вполне мое, взрослое, и не вполне детское. Хорошее возникает всегда только как разряд тока между двумя полюсами. И мне кажется, в этом сила нашей школы.

И третье. Это сейчас, после 20ти лет работы в лицее Ковчег, мне так легко сказать, что «собрал я учеников и спросил, чего хотите и что будем делать». Лукавство это. Не мог я такого сделать еще пять лет тому назад. Как говорят, английские газоны двести лет надо стричь, чтобы ровными были. Также и здесь: для того, чтобы спросить учеников, какие у нас планы на третью четверть, нужно было для этого двадцать лет потихонечку их к этому готовить. К умению слушать, говорить, обсуждать.