?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Site3

– Третья четверть – самая длинная, десять недель. Что будем делать? Как устраивать жизнь?

– Надо сделать что-то такое, чтобы старшеклассники сами управляли. Уроки вели, директора выбрали. Словом, то, что называют Днем Самоуправления.

Как специалист по средневековой культуре, я понимаю, что такое День Самоуправления. Помните, что Михаил Бахтин писал о средневековом карнавале? Самого главного дурака выбирают королем или Папой, студенты отпускают скабрезности в адрес профессоров…Мир наизнанку. Все хохочут, радуются, веселятся. А на следующий день всё возвращается в прежнее состояние. Расписание уроков, домашние задания, порка.

Но очень хочется им этого дня самоуправления, яркого карнавала. Что делать?

***

По большому счету, я и сам хотел этого больше всего. Не карнавала, конечно. А чтобы старшие помогали учителям и работали вместо них. Есть в этом очень хорошая и глубокая мысль. Чего хотят больше всего маленькие дети? Чтобы к ним пришли в класс старшеклассники, занимались с ними, учили их чему-то. Чего хотят больше всего подростки? Быть взрослыми. То есть, из учеников превратиться в учителей, идти к маленьким и самостоятельно вести уроки. И, наконец, чего больше всего хотят учителя? Отдохнуть от уроков, посидеть в сторонке спокойно и посмотреть, как одни учат других (шутка).

Когда думаешь о школе будущего – какие там предметы, учебный план, как должны идти уроки… Самое главное как раз в этом, в соединении двух детских порывов, или даже - страстей. Если бы нам удалось организовать такую школу, где одни – те, которые уже научились – передавали бы свои знания младшим, школу, где все учат друг друга, получилась бы какая-то управляемая термоядерная реакция. Мирный синтез.

***

На четвертом уроке пришли учителя начальной школы, сказали, у кого какие проекты на этот месяц.

По окружающему миру: о солнечной системе, о животных Африки, о морях и океанах.

По истории: о семье, русских князьях, Куликовской битве.

По литературе: список пьес для нашего литературного театра.

Сделали заявки. И на эту же встречу пришли старшеклассники со списками одноклассников, готовых в начальной школе работать.

И вот учителя - как на бирже труда! – прочитали темы проектов и пригласили к себе на работу. Старшеклассники, по два человека от класса, разошлись в начальную школу. 8 классов в начальной школе, 16 помощников. Назвали их волонтерами. Потому что денег и стипендии за это они пока не просили, кто ж они есть? Настоящие волонтеры.

Одиннадцатиклассник Дима пришел на собрание самым последним. Думаю: «Ну все, сейчас услышу жесткую критику. Старая песня о главном – не даете нам, Рустам Иванович, к ЕГЭ готовиться, опять со своими глупостями пристаете.»

Выслушал он внимательно и говорит:

- Что угодно делайте, я в начальную школу не пойду. Я пойду в детский сад работать, и пусть идиоты надо мной смеются.

Что-то изменилось в наших одиннадцатиклассниках. Вышли они из-под одурманивающего влияния единого экзамена. Начали думать по-человечески.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
not_one
Apr. 24th, 2013 04:09 pm (UTC)
аминь )
( 1 comment — Leave a comment )