?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я не философ. И немножко робею от слова философия. Но все же думаю, что мой дискуссионный клуб мог бы называться и философским. Обычно в школе задают вопросы: «Что ты знаешь об этом, что помнишь»? Это ведь обычные школьные вопросы.  Я таких вопросов не задаю.

Ничего не знал, да и не знаю сейчас о молодежной музыке, и с трудом отличаю один стиль от другого. И уж точно ничего не знаю о гомосексуалистах.

Вопросы скорее были такие: что ты думаешь об этом. Школа учит многим вещам, но редко дает подросткам возможность высказаться на острые, важные для них темы. Какие темы? Думаю, теперь это всем понятно: смотри начало статьи. Раньше говорили: «Если мы не будем обсуждать с детьми эти вопросы в школе –  мы вытесним их в дворовую компанию, в подворотню.» Теперь и подворотни нет. Только виртуальное пространство. А оттуда трудно выбраться. Возможность вот так посидеть за круглым столом и поговорить о молодежной музыке, отношениях со взрослыми и той же однополой любви – наверное, чего стоит.

«Что ты думаешь об этом?» Вопрос нужный и полезный. Но есть одно «но». Произнеся вслух, что ты думаешь, трудно бывает потом отказаться от этой «мысли», если даже она не очень удачна. Слова как бы затвердевают на воздухе. А в следующий раз они будут говорить: «Это же мое мнение! Вы не даете высказаться! Препятствуете, так сказать, свободе выражения!»

И это дает возможность говорить о моих занятиях как о философском клубе. Главный наш вопрос – не «Что ты думаешь?» а «Почему ты так думаешь?» Попытка сделать шаг в сторону и посмотреть на самого себя  и на свою мысль со стороны – отстраниться от себя и выйти за пределы обычного здравого смысла. Думаешь ли ты, что будешь эту музыку слушать всегда? Что она действительно тебе нравится, или это принято слушать в определенной компании? Почему в одной и той же возрастной группе есть люди, которые терпимо относятся к проблеме однополых браков, а есть те, что агрессивно настроены?

Таким образом, мои представления – оказываются на расстоянии от меня. Я смотрю на них со стороны, могу в них сомневаться, могу критически к ним относиться, я начинаю думать о своей собственной мысли. Поэтому я думаю, что мы занимаемся на этих уроках именно философией.

Философ Александр Пятигорский говорил своим английским студентам: «Уберите тетради! На моих лекциях не надо ничего записывать! И не надо ничего запоминать». Я очень хотел повторить своим девятиклассникам эти слова. Действительно на этих уроках не нужно было ни записывать, ни запоминать. Чужие слова и мысли не интересны, не имеют никакого значения. Значение имеет лишь то, что ты думаешь сам, собственные мысли. Что же такое этот урок, если не философия?

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
uuvasilev
Apr. 18th, 2013 02:05 pm (UTC)
Конфуций: Учиться и не размышлять - напрасная трата времени. Размышлять и не учиться - губительно!
natasha_toys
Apr. 18th, 2013 08:21 pm (UTC)
Я считаю, что есть факты, которые влияют на то, что человек думает и почему он так думает. Например, к прошлой теме - из Википедии:

"Гомосексуальное и бисексуальное поведение широко распространены в животном мире. Обзор исследователя Брюса Бэйджмила показал, что гомосексуальное поведение наблюдается в примерно 1500 видах, в диапазоне от приматов до колючеголовых червей, и хорошо документировано в 500 из них."

Ваши ученики выбирают очень важные темы, может быть Вам давать себе время готовиться к таким урокам.
( 2 comments — Leave a comment )