?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В 9 классе веду то, что можно было бы назвать дискуссионным клубом со свободным выбором тем: сами ученики говорят, что им интересно. Ограничения понятны – гуманитарные науки. Мы не говорим о физике или химии. Психология, политика, общественные вопросы, музыка. Первое, что здесь интересно – что же действительно волнует пятнадцатилетних детей. Тот список тем, который они мне сформировали на четверть, достоин быть предметом социологического исследования.

Молодежная музыка.

Эмигранты.

Почему мы видим сны?

Надо ли ехать учиться за границу.

Компьютер: добро или вред? Что такое компьютерная зависимость?

Наркотики.

Вот о чем нужно было бы говорить на уроках обществоведения, а не анализировать структуру и целеполагание деятельности. Но о том, что действительно важно для подростков, в школе не говорят.

Примечательно, что на Западе этот курс существует. Он красиво называется философией, но дети не читают на нем никаких философских текстов. У них просто есть возможность высказаться на различные общественные, значимые для них темы.

Итак, говорим о том, что интересно детям.

Первой темой была молодежная музыка. Домашнее задание: принести образцы той музыки, которую слушаете. Я послушал тяжелый металл, хип-хоп, и еще что-то корейское с труднопроизносимым названием, когда поют сразу то ли восемь, то ли десять девушек, стриженных под горшок. Оказалось не так страшно. В ответ дал послушать арию Дона Базилио из «Женитьбы Фигаро» Моцарта. «Производит впечатление», - ответили они.

Думаю, правильно, чтобы подростки в школе давали на уроках послушать учителю ту музыку, которую слушают, чтобы они могли объяснить, почему эта музыка им нравится, что они испытывают, слушая ее.

Музыка – это больше, чем сознание, это глубокое подсознание. И в подобных разговорах есть и терапевтическое значение. Не будучи музыковедом, о самой музыке я говорить не пытался. Предмет нашего обсуждения - сами дети.

Первое.

Можете ли вы объяснить, какие чувства испытываете, слушая эту музыку? Успокаивает она вас, бодрит? В какое состояние приводит? Что такое «нравится» по отношению к музыке? Задача больше чем искусствоведческая - попытаться объяснить, что такое «нравится» и «почему мне это нравится».

Второе.

Как вы думаете, музыкальные пристрастия человека с возрастом меняются или остаются неизменными? Какую музыку вы слушали пять лет назад? Что слушают ваши родители? И как думаете, вы через 10-15 лет будете слушать то же самое или что-то другое?

Маленькая, неуверенная попытка выйти за пределы. Отнестись к собственному опыту не как к единственно возможному абсолюту. Даже не критически, просто посмотреть на себя со стороны. А ведь раньше я слушал другое. Попсу. И родители слушают другое. Может быть, та музыка, которая для меня сейчас кажется абсолютной - пристрастие, очень ограниченное по времени?

Третье.

Я слушаю музыку, потому что она нравится мне или моему окружению? Или просто я принадлежу к молодежной группе, которая лушает эту музыку? Почему некоторые слушают металл, а некоторые – хип-хоп? Действительно ли человеку она нравится? Действительно ли это мои собственные чувства, а не чувства, навязанные мне окружением?

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ashirshov
Apr. 5th, 2013 09:15 am (UTC)
Здорово-то как! Это ведь и есть философия - свободное размышление об окружающей жизни и о внутреннем мире.
rustam_kurbatov
Apr. 5th, 2013 10:05 am (UTC)
Спасибо.
( 2 comments — Leave a comment )