?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Глеб, 7 класс, за нарушение Правил поведения отстранен от школы на один день. «А можно,  я завтра приду, а в среду буду сидеть дома: я не хочу пропускать  спецкурс  по химии…»

Разговоры на лестничной клетке.  Женя, 7 класс: «Пятница – хороший день, я иду на спецкурс по физике». Саша, 8 класс: «А почему, собственно, спецкурсов стало меньше?..» Эта фраза – аргумент за спецкурсы в квадрате. Первое: дети оценили спецкурсы. Второе: научились  говорить, что думают.

 Что такое спецкурсы?

Спецкурсы – что-то вроде факультатива.  На три класса - четыре учителя, каждый предлагает свою тему, дети расходятся, через два месяца – новый выбор. Что тут особенного?

Есть некоторые отличия спецкурса от факультатива.

Первое. На спецкурсе нет никакой программы.  Как это вообще проходит? Собираются  в библиотеке (самый большой класс в нашей школе) сорок шестиклассников, перед ними – четыре  учителя: учитель биологии, литературы, английского языка и истории, к примеру.  Встает учитель биологии: «Можно будет делать любую тему по биологии: о животных, о человеке, а может и о космосе…». Учитель литературы: «Каждый будет читать свою любимую книжку, а потом расскажет о ней..» и так далее. Каждому учителю дается три минуты – сказать надо так, чтоб дети вздрогнули и пошли. Чтоб группа набралась.

 

Десять-пятнадцать  детей идут за учителем биологии.  Обсудили, определились с темой: кто-то  будет делать газету о слонах, а кто-то о кошках. Смотрят фильмы, читают книжки, говорят друг с другом, в конце четверти рисуют газету размером в лист ватмана и идут с докладом в какой-нибудь класс.

 

Какая тут программа? Слово Анне Владимировне, учителю географии: «Прошлый раз Виталик сказал, что он будет делать доклад  о минералах, я ночь не спала, книги подготовила, камни из кладовки вытащила… А сегодня: «Я передумал, Анна Владимировна, буду писать о Черных Дырах»». Конечно, смешно со стороны: блажь какая, то минералы, то дыры…  Не так уж смешно: Виталик, мальчик шустрый и любопытный, на протяжении семи лет школы делал только то, что хотели от него учителя, и ему, конечно, не просто с первого раза определиться, чего он в жизни хочет.

 

Второе.  Факультативы – дополнение к основной нагрузке. Спецкурсы – часть этой самой «нагрузки».  Мы не могли просто добавить спецкурсы в расписание:  после шести уроков и двух часов домашнего задания (его  дети делали в школе, в часы самоподготовки)  войти в класс и спросить детей: «Ну, что вам, дети, интересно? Ну, может, вы  хотите еще что-нибудь узнать?»

 

Чтобы добавить  что-нибудь нужное,  нужно вначале, как известно, убрать что-нибудь ненужное.  И мы решили убрать домашнее задание. Всё необходимое будем делать на уроках, а остальное дети доберут на спецкурсах. Пять  лет назад мы, учителя Лицея КОВЧЕГ, подписали мораторий на домашнее задание…

Я не буду говорить о том, как выполнялся этот мораторий. 

Но у нас хватило смелости  сказать родителям, что мы не задаем домашнего задания!  А еще год спустя, после  ожесточенной внутришкольной дискуссии на первой странице сайта был размещен этот революционный лозунг: «Мы работаем без  домашнего задания». 

Несколько учителей в знак протеста покинули Лицей КОВЧЕГ.

Но на этом мы не остановились...