?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


В последнее время модным в школе становится слово «проект». А где проект – там и «продукт». И пошло-поехало: вместо триединой задачи урока из учебника Пидкасистого – разговоры о мысле-деятельностном обучении и метакомпетенциях.

Что может быть результатом проекта, например, на уроках истории? Дырка в линолеуме...

Каждая тема заканчивается так называемой Защитой. Проекты длятся недолго: 8-10 уроков (Если они растягиваются на полтора-два месяца – то к концу уже забываешь, с чего начали).

Итак,  последний урок темы – защита проекта,  как правило, перед учениками другого класса: старшие идут к маленьким и наоборот.

Это называется Десант. Слово прижилось так хорошо, что вовсю пошел процесс словообразования: «Вчера мы десантировались в 4 класс…»

Перемена «до»: газета подмышкой, камера со штативом в руках – быстрей, у нас сейчас десант, идем в третий класс… Перемена «после»: ну вот, наша группа опять не успела, но третьеклассники слушали хорошо и на вопросы отвечали, вот в следующий раз…

Десанты  лучше олимпиад, турниров и конференций. Там главная идея – выбрать отличника из отличников. Здесь – другое. Рассказать другим, что сделал, что узнал, что получилось. Это лучше и глубже всех конкурсов и Гран При. Научиться, чтобы научить других. Найти, чтобы рассказать другим. Десанты – очень настоящая вещь!

И уж конечно, Десанты  лучше контрольной работы. Если их делать на хорошем уровне: строго и серьезно, контрольные работы не нужны. Контрольная работа как Праздник…

Время Десанта и класс, в который пойдут – всё это известно на первом уроке темы. Обсуждение  с детьми: как лучше сделать, как подготовиться, кому это будет интересно. На стене висит большой лист ватмана – График Десантов. И  учитель, обсудив с классом творческие планы, берет маркер и «бросает перчатку»: когда и в какой класс.

Самые сильные десанты – когда маленькие идут  в среднюю школу.

Все, что получилось показываем ученикам другого класса.

Например, на уроках истории...

Газета! Большая, размером в ватман, с картинками; текстами, написанными от руки или иногда напечатанными на компьютере. Газета - самый простой и проверенный вариант!  Триумфально идет в начальной школе. В средней – дети тоже рады бы, но времени не хватает.  Не знаю, почему дети любят газеты.  Можно только предполагать (предположить): возможность рисовать, разговаривая при этом с друзьями, возможность напечатать текст, или просто размер листа ватмана впечатляет... На стенах, пережив три  косметических ремонта, висят газеты, которым уже пять лет: о пустынях, о драконах.

Лучше Газеты только Исторический Спектакль!   Лет девять назад на уроке восьмиклассникиизображали двух средневековых рыцарей, которые должны были явиться на поединок в полдень, но никто точно не знал, когда наступает этот полдень (часов-то не было),  что закончилось судебным разбирательством… Рыцари, как положено, были на лошадях (стульях), играли с чувством: в линолеуме образовались дырки от лошадиных копыт. Сцену с рыцарским турниром засняли на пленку, но кассета, увы, пропала – а дырки остались.

Вот и получилось, что дырка в линолеуме – настоящий «образовательный продукт» этого проекта по истории!

Снять Научно-Популярный Фильм – ну, как BBC или NationalGeografic...  Каждый выступает перед камерой с коротким рассказом на свою тему. Немножко страшно поначалу, но азартно! От пятиклассниц слышал: «Вы только точно скажите, когда съемка будет. Ну… чтобы одеться, причесаться»

Круглый Стол.  Класс делится на две группы:  «те люди» - греки, китайцы, египтяне и «мы» - мы, сами по себе.  Пятиклассники организовали Круглый стол «по проблемам строительства египетских пирамид».  Одни возмущались, что нехороший фараон согнал 100 тысяч людей строить ему надгробный холм, другие в ответ, опираясь на текст «Речений Ипусера», рисовали картины возможных ужасов, которые ожидают Египет в случае  ослабления власти фараона… Видеокассета – на полке!

Список этот бесконечен. А когда учитель вдруг почувствует, что его фантазии не хватает, то  можно, в конце концов, спросить детей…



Comments

( 3 comments — Leave a comment )
nina_dereeva
Mar. 7th, 2013 06:30 pm (UTC)
И когда старшеклассники приходят к нам в начальную школу с десантом, то дети стараются задать им после выступления вопросы посложнее, проверить насколько "глубоко" владеют предметом рассказчики.
А если они еще и сами что-то знают по этой теме и могут рассказать... то тут их гордости собой просто нет предела :)
Такое непосредственное живое взаимодействие, на мой взгляд - еще и самый лучший способ оценки и самооценки.
ashirshov
Mar. 7th, 2013 08:44 pm (UTC)
Дырка в линолеуме - отличный повод выкинуть линолеум. Весь. Потому что это по-любому гадость. ПВХ. Тем более для детей.
Какой бы ни был дорогой-качественный, если только не натуральный, он вредный-вредный-вредный. Не стоит и жалеть. Пол должен быть дорогим, потому что он испытывает самые серьёзные эксплуатационные нагрузки.
uuvasilev
Mar. 9th, 2013 09:56 pm (UTC)
Кажется, всё-таки "Речи Ипувера".
( 3 comments — Leave a comment )