?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю о "Бриллиантовой руке".

Обычно старшеклассники (не восьмой класс, а десятый-одиннадцатый) говорят, что нет никакого смысла узнавать подробности советского времени. И приводят такой аргумент: мы там не жили, и понять нам это невозможно. Следуя этой логике, надо сделать вывод: понять можно только то время, в которое жил сам. Но тогда как же по истории мы изучаем – не говорю уже об античной Греции или средневековой Европе – эпоху Александра
I ? Или читаем Евгения Онегина? Мы ведь тогда не жили. Почему в этом случае они не говорят: «Мы не в состоянии понять ту эпоху», а вот про семидесятые говорят: «Нет, это понять нельзя»?

Конечно, за эти 40 лет произошел очень большой сдвиг в нашей жизни и сознании. Для нынешних старшеклассников семидесятые годы Советского Союза и Пушкинская эпоха – два одинаково далеких и непонятных мира, совсем иная реальность. И если для XIX века достаточно просто «школьного понимания» - то здесь необходимо почувствовать, представить, вжиться. А это непросто. Вот они и отговариваются: «Не жили, понять не можем».

И вот задача, как мне кажется: научиться смотреть «со стороны», понимать другое, как нечто отличное от своего и привычного. Этим другим могут быть и 70-е годы XX века, и эпоха Пушкина, и Античность...

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
sokol_inka
Mar. 6th, 2013 12:08 pm (UTC)
И для отношений между людьми в реальном, сегодняшнем мире это справедливо... Способность к рефлексии, умение смотреть чужими глазами, понимать чужую логику - основа психологичного общения, без которой просто никуда...

uuvasilev
Mar. 9th, 2013 10:16 pm (UTC)
Нет никакого смысла узнавать подробности советского времени. Как, впрочем, Античности или Средневековья. Это просто очень интересно! А смысла никакого.

Edited at 2013-03-09 10:16 pm (UTC)
( 2 comments — Leave a comment )