rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Не смешно - не открывай!

Государственной программы у меня нет.  Сам придумываю, что мы с учениками будем делать. Такой я счастливый человек.

И вот - сентябрь, восьмой класс. Конечно, подготовился: думать об уроках начинаешь уже в самом начале июня, как только отзвенят последние звонки. Все лето книжки читаешь, фильмы подбираешь, темы серьезные... Посмотрел на загоревшие лица детей, в глазах их радость от встречи, ожидание чего-то нового и необычного. И забыл я про все свои серьезные темы.

Одним словом, стали мы смотреть фильм «Бриллиантовая рука». Признаюсь, смотрели всю четверть...

Начинаю оправдываться.

Во-первых, было очень смешно. Что самое тяжелое на уроке? Паузы. Вот что-то захватило - а потом опять все как обычно. В этом фильме таких пауз нет - смешно всегда. И это талант Гайдая. Прочитал, что на обложке папки со сценарием у него было написано: «Если не смешно - не открывай».

По поводу смеха. Должна ли школа учить чувству юмора? Вроде бы нет... Потому что чувству юмора в принципе нельзя научить: оно или есть, или его нет? Или потому что научить можно, но очень трудно - одним словом не школьное это дело...

Но все ж, мы учим физике, химии и высшей математике. Почему бы не попробовать научить такому высшему проявлению психической деятельности, как смех? А кто еще будет этим заниматься?

Вот, попытался оправдать себя: не просто мы смеялись, а развивали высшую психическую функцию. Казалось бы, что тут развивать. «Детям – мороженое, бабе его – цветы», «Будет тебе и кофе, и чай с какао», «Как говорит наш любимый шеф» и «Черт побери! – «Михаил Светлов»? Юмор здесь естественный, взрывной и всем понятный. Дети схватывают его быстрее и лучше взрослого человека. Хохочут громко, как на перемене. Этому учить не надо.

Но есть и другой смех. Как дети говорят, «умный». С подтекстом. Эффект здесь создает знание второго дна. «Советские люди на такси в булочную не ездят», «Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку», «Управдом – друг человека»... Обычно дети над этим не смеются. Вот тут-то и нужен учитель. Но на этом мои оправдания не заканчиваются.

Tags: Историческая антропология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments