?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

IMG_4976
Обязательного ДЗ в нашей школе НЕТ. Организм должен восстанавливаться дома после шестичасового сидения за партой. Работать без ДЗ трудно: всегда хочется дать хоть чуть-чуть, ну на 10 минут, ну хоть одно упражнение… Но, эти 10 минут превращаются дома в 30-40 минут, умножьте на 6-7 предметов – что получается? Получается домашнее задание по математике вместе с бабушкой (потому что не все родители это выдерживают) до часа ночи; слезы, крик, порванные тетрадки и, в результате, - спасительный томик ГДЗ; а в школе – невыспавшиеся дети, с осоловелыми глазами, - маленькие запрограммированные существа, которые выполняют программу под наши разговоры, «что учеба, дети, это увлекательнейшее дело».

Близорукость, сколиоз, гастрит, атрофия воли и компьютерные игры выходные напролет – вот результат такой программы.


К сожалению, однозначное НЕТ – все-таки не совсем корректный ответ. Потому что «хорошие оценки» - главный показатель деятельности школы и для чиновника, и для обычного родителя. «Хорошая оценка» - она сейчас, в конце недели; а проблемы со здоровьем, физическим и психическим, – после 35 лет. Поэтому у нас не хватило духа совсем отказаться от ДЗ, и мы выработали такое правило: обязательное задание возникает только в том случае, если ребенок, недовольный своей оценкой за тему, сказал: «Не ставьте, я исправлюсь!». Произнеся эту фразу, он взял себе работу на дом – домашнее задание.

Конечно, мы освободили детей и родителей от сидения дома за партой не для того, чтобы они сидели часами перед монитором компьютера и играли в сетевые игры – мальчики; и висели на телефоне – девочки. Мы отказались от ДЗ в надежде, что свободное время будет занято спортом, искусствами и всякой неучебной работой.

И последнее. Объявив мораторий на обязательное ДЗ, мы всегда готовы загрузить, завалить учеников работой: не жестко обязательной, интересной, неожиданной и добровольной. Это так называемое НЕСТАНДАРТНОЕ ЗАДАНИЕ. Каждый учитель каждую неделю предлагает «что-нибудь эдакое». Это строго добровольная работа, и если ребенок не спешит проявлять свою добрую волю – не стоит смотреть на него с укоризной. Главное в нашем деле - выдержка.

Конечно, многим родителям (учителям) такой подход не очень нравится. «Не надо о доброй воле, все это иллюзии - думают они, - лучше просто дать и спросить». Так думать – это и есть иллюзия, почти коммунистическая иллюзия. Будто, если ребенку много дать, то он, радостный, пойдет всё выполнять, и все люди будут счастливы. Можно иронизировать по поводу необязательного творческого задания, но ведь наша первая задача – взрастить в ребенке эту самую добрую волю и поддержать интерес к жизни. Кстати, от трети до двух третей учеников в нашей школе делают эту работу!

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
betulina
Feb. 5th, 2013 12:29 pm (UTC)
Как замечательно то, что вы делаете! Локально, на своих уроках, пользуясь тем, что классы, где я работаю, находятся не на основной школьной площадке, и завучи до нас не доходят, мне удается делать подобное. С моими ребятами (а я веду естествознание в начальной школе) мы и конференции проводим, и у них много занятий по определению разных природных объектов, которые они готовят самостоятельно, но все это воспринимается на уровне моего чудачества, и на это закрывают глаза, т.к. "предмет неосновной". Но все равно чувствуешь себя, как будто делаешь это "из-под полы".

Очень завидую вашим учителям, ну и ученикам, конечно! Ваш блог читаю, как фантастику))
ekimov
Feb. 5th, 2013 05:34 pm (UTC)
Очень интересный опыт. О нём хочется узнать все подробности - что придумали, что получилось, а что не получилось. Желаю успеха тем, кто работает в вашей школе. И тем, кто в ней учится.
natasha_toys
Feb. 5th, 2013 09:35 pm (UTC)
Целиком со всем согласна. Объясните ещё, пожалуйста, как наличие домашних заданий влияет на продолжительность сидения ученика за компьютерными играми в выходные? ("...компьютерные игры в выходные напролёт").
(Deleted comment)
natasha_toys
Feb. 12th, 2013 09:32 am (UTC)
Почему только в качестве компенсации выходит сидение за компьютером, а не прыгание по кровати, бешеное ношение по комнатам и индейское улюлюканье ;-)
uuvasilev
Feb. 6th, 2013 01:10 pm (UTC)
По истории домашнее задание ненужно, это ясно: читать учебники вредно. А как с иностранным языком? Как без заучивания слов?
gala_gradiva
Feb. 12th, 2013 03:57 pm (UTC)
Извините, что вмешалась, Вы не мне вопрос задали.
Мне кажется, что сейчас как раз с языком куда проще, особенно для начальных классов. Домашнее задание: скачать любимый мультик (который ребенок уже по-русски наизусть выучил) на языке с субтитрами. Причем два зайца сразу убиваются: и читать учится бегло, и иностранный "прилипает".
Муж у меня придумал: дома обклеить предметы (шкафы и прочая) карточками с испанскими названиями этих предметов. Это если принципиально заучивать слова надо, например.
Если призадуматься, можно еще много чего такого нафантазировать, лишь бы без ДЗ.
uuvasilev
Feb. 12th, 2013 04:21 pm (UTC)
С испанским все прекрасно, а вот в английском надо каким-то непостижимым образом запомнить, что произносится "Манчестер", а пишется "Ливерпуль".
valentinka83
Feb. 7th, 2013 07:28 am (UTC)
К сожалению, не все учителя разделяют эту точку зрения и моя первоклашка проводит два вечера в неделю, делая английский. Если до сентября и первые месяцы по инерции она упрашивала меня заниматься с ней и учить ее языку, то теперь не просить и морщит нос, если спрашиваю. Учитель высказывает, что ребенок значки звуков не читает и прочее, желание отбито, при этом уровень языка все равно нулевой. Я сама учитель иностранных языков, знаю, что можно и нужно с детьми заниматься не так, как проще и принято, а так, чтобы было интересно. Транскрипция первоклашкам точно не прибавит желания учить язык.
Так хотелось бы видеть интересных и творческих учителей иностранного хотя бы в начальной школе... Но где же таких взять;(
По остальным предметам все именно так и это очень нравится:)
natasha_toys
Feb. 12th, 2013 09:29 am (UTC)
Да, с транскрипцией всё это конечно очень печально... Вместо того, чтобы работать с живой речью...
valentinka83
Feb. 13th, 2013 05:29 pm (UTC)
В том и дело. Учителя мотивируют это тем, что в 3 классе детям придется сдавать экзамен и там будет транскрипция. Для меня объяснение сомнительное.
natasha_toys
Feb. 14th, 2013 09:20 am (UTC)
В таком случае, по их логике было бы эффективнее транскрипциями заниматься ещё в утробе матери. Мои сочувствия Вашей дочке. У моей первоклашки английский ещё не начался. Но мне очень интересно, какое будет начало, и не положит ли оно конец интересу к языку.
rustam_kurbatov
Feb. 12th, 2013 02:48 pm (UTC)
Спасибо. Прочитал, понял, думаю
valentinka83
Feb. 13th, 2013 05:28 pm (UTC)
Вам спасибо!
och_13
Feb. 12th, 2013 03:46 pm (UTC)
Это прекрасно, но моя дочь - ученица 7 класса вашей школы, сидит над ДЗ все вечера... Их меньше, чем в обычной школе, но, как вы правильно сказил, помноженное на 5-6 предметов, время получается немалое.
Да, учится не очень, тяжело. Но от того, что дома сидит еще часов 5, сил не прибавляется...
rustam_kurbatov
Feb. 12th, 2013 04:27 pm (UTC)
Чуть расслабишься - оно (домашнее задание) опять из всех щелей лезет. Спасибо, понял, продолжим работу.
( 15 comments — Leave a comment )