?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Глава из книги "Попытка другой школы".
Конечно, хорошо, что курс истории начинается во 2-3 классе. Но что это за курс? Чем он отличается от того, который мы проходим в средней школе? Рассказы  попроще, шрифт покрупнее, картинок побольше. Но суть та же – политическая и социальная история, главным образом отечественная. Соответствует ли это возрасту? Потребностям ребенка? И если курс истории в средней школе – это проекция институтского курса для подростков, то история в начальной школе -  проекция такого «подросткового курса»  для детей.

Для ребенка интересна была бы другая история.

Что должен знать по истории семилетний человек?  Пока историки спорят об отличиях формационного подхода от цивилизационного,  попытаемся дать простой и очевидный  ответ на вопрос: в первую очередь, это история своей семьи.

История своей маленькой жизни: первые воспоминания, самые запомнившиеся события... историческое время становится чем-то  близким и осязаемым.

История семьи: родителей, бабушек и дедушек;  даты их рождения, степени родства, семейные легенды, фотографии,  рассказы о том, какой была жизнь, когда им было семь лет… Пространство  истории расширяется: от собственной биографии – к истории семьи, рода.

История места, где ты родился: что здесь было 20, 50, 100 лет назад…

С этого стоило бы начинать – а не  с египетских пирамид. Понимание, что твое существование каким-то образом соотносится с жизнью других людей,  чувство причастности и  общности – укорененности - то, чего действительно не хватает современному человеку.

Итак, первый год изучения истории в нашей школе  (второй класс) – это курс «Живая история»

***

В нашей школе каждый учитель сам делает программу своего курса. Иногда даже -  советуясь с детьми. Поэтому нет  «утвержденной программы».  Далее – только предложения по поводу истории в начальной школе. Точнее – части этого курса, который называется УСТНАЯ (ЖИВАЯ) ИСТОРИЯ.

История моей жизни.  Мне семь лет.  Какие события произошли в течение моей жизни? Когда я сделал первые шаги, произнес первые слова? Когда родился братик или сестренка? Или семья переехала на новую квартиру? Или в доме появился зверь: собака, кошка…  К какому возрасту относятся мои первые воспоминания? Когда мне подарили мои любимые игрушки? Когда я прочитал первую книжку?

Дать почувствовать, что время – конкретно-осязаемая вещь. Год, месяц, день… Нарисовать «прямую времени» собственной жизни, обозначить на ней «главные вехи». Конечно, расспросить родителей о своем детстве, принести фотографии. История Себя – возможно, это первый шаг к пониманию истории.

Моя семья. Родители, братья-сестры, тети-дяди, бабушки- дедушки, пра-…  Как кого зовут (иногда первоклассники не знают отчества родителей). Степени родства. Даты рождения, годы жизни. Фотографии родственников. Кто где живет.  С кем виделся, а с кем – нет.  Глубина исторической памяти: знаешь ли имена прабабушки и прадедушки? А до какого поколения помнят в семье предков?  Где жили они и чем занимались?

Логично нарисовать «древо семьи», подписать имена…

Когда моим родителям было семь лет… Какой была тогда школа? Где учились родители? Большая ли была школа, сколько учеников в классе? Строгие ли были учителя? Дисциплина? С кем дружили? Кто такие октябрята и пионеры? Любили ли родители школу? Хотели бы они снова стать маленькими и пойти в первый класс?

Хорошо бы посмотреть семейный альбом, найти фотографии. Может, сохранились почетные грамоты, дневники, другие предметы «пионерского детства» родителей.

Когда моей бабушке (дедушке) было семь лет – а тогда какой была школа?  Те же вопросы, что и для родителей.

Ребенок может сравнить эти два рассказа, задуматься о том, что в истории  всё понемножку меняется.  Выслушав одноклассников, он сможет попытаться увидеть какие-то общие черты в рассказах о школе родителей, бабушек и дедушек.

Вещи с историей. Дома  у каждого есть особые вещи. Попросить родителей рассказать об этих «реликвиях». Когда они появились в доме? Почему эти вещи особенно дороги? С какими событиями жизни семьи они связаны?

Оказывается, предметы, которые окружают ребенка - не просто предметы обихода. Они «помнят» историю семьи и людей, которых уже нет среди нас.

Не стоит просить выносить из дома «вещи с историей», но можно сфотографировать их. Сделать фотовыставку с подписями, объясняющими ценность каждого экспоната.

Память о войне.   В каждой семье есть  человек, прошедший Великую Отечественную. Если он дожил до наших дней – взять интервью, расспросить, попросить показать письма и фотографии.  Когда призвали на фронт? Сколько было лет? Где воевал?  Самые сильные воспоминания;  истории, врезавшиеся в память…

Если эти люди не дожили до наших дней – попросить рассказать родителей. Что знают они? Что им рассказывали о войне? Сохранились ли письма, фотографии?

О том, как пропадали люди. И почти в каждой семье есть человек, прошедший террор тридцатых-пятидесятых годов. Раскулаченные, переселенцы, враги народа и члены семей…

Об этом рассказывают неохотно: не всегда знают о своих репрессированных родственниках  и не всегда хотят говорить. Поэтому, особенно важно, чтобы дети услышали эти истории, сохранили память о «исчезнувших родственниках».

Повседневная жизнь. Техника, которая изменила жизнь.  Как раньше обходились без привычных вещей: стиральной машины, пылесоса, компьютера. Как жили в доме «без удобств»: без воды, канализации, центрального отопления, может быть – без света.

Как стирали белье? Обогревали дом? Готовили пищу?

Когда появились эти предметы в доме?  Как они изменили нашу жизнь?

На привычные вещи ребенок может посмотреть другими глазами – оказывается, многие «удобства» появились не так уж давно.

Повседневная жизнь: одежда, квартира,  еда.

В каком доме (квартире) прошло детство родителей (прародителей). Была ли это отдельная или коммунальная квартира? Была ли у ребенка отдельная комната? Как была устроена жизнь в коммунальной квартире? Сохранились ли какие-то фотографии того времени?

Одежда: что носили родители (бабушки и дедушки), когда были молодыми? Что было тогда в моде? Где покупали одежду (или шили сами)? Какие прически были в моде?

Еда:  что было обычно на столе и в холодильнике? Сложно ли было «достать» продукты? Что такое «очередь»? Часто ли ходили в кафе и рестораны? Как накрывали стол на праздники и к приходу гостей? Другими словами, отличалась ли «практика еды» двадцать-сорок лет назад от современной?

Одна из самых интересных тем. Важно не просто изучить «историю моды», а понять, как всё это было связано, и как через одежду и питание проявлялись особенности эпохи. Тогда будет понятно, почему комсомольцы боролись с длинноволосыми хиппи, почему советские люди не особенно ходили в кафе, и почему в туалетах коммунальных квартир было подчас несколько патронов для лампочек – по числу жильцов квартиры.

Во что верили? 

Кто такие «пионеры»?  Как принимали в эту организацию? Каким должен был быть настоящий пионер?

Что такое «коммунизм»? Когда он наступит? Верили ли в его возможность?

Выезжали ли за границу? Что думали о жизни людей в других странах?

Любили ли свою работу? Хорошей ли была зарплата?

Ходили ли в церковь?  

Какие фильмы смотрели, музыку слушали, книги читали?

Попытка анализа «коммунистического мифа»: как еще верили и принимали, но уже сомневались и иронизировали. Конечно, ребенок не разберется во всех тонкостях коммунистической веры, но почувствует,  может быть,  сложность и противоречивость той жизни. 

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
kuyumba
Jan. 30th, 2013 09:51 am (UTC)
Браво! Полностью поддерживаю - это действительно очень важно, и очень наглядно.
Но наблюдаю также, что ребенку интересны также отдельные "картинки" из истории. Он много задает вопросов про великую отечественную войну, он задает вопросы про войну 1812 года, потому что это сейчас на слуху, есть красивые книжки, есть музеи, есть песни, есть фильмы, есть костюмы - это то, что можно ощутить, к чему можно прикоснуться. Наш семилетний человек с огромным интересом слушал книгу про удивительные приключения Марко Поло. И попутно он узнал не только про великое путешествие венецианских торговцев, но и про монгольскую империю, про рабство, и даже немного про то, как работает государство. Он смотрит фильм ВВС про великие географические открытия, и вспоминает, что Марко Поло узнал про цингу и лекарство от цинги гораздо раньше, чем Джеймс Кук...
С еще шестилетним человеком мы, готовясь к Новому году, шили костюм гусара, и для этого мы с ним вместе спрашивали у Яндекса, собирали информацию про то, какая была гусарская форма и откуда она началась, и этот шестилетний человек просил тогда, чтобы я нашу подборку информации распечатала и ему тоже.
То есть я хочу сказать, что ребенку интересна история в событиях, подвигах, бытовых деталях (по себе правда сужу, что и не только ребенку), когда можно ощутить, потрогать, понять. А если еще связывать разные картины истории между собой, то и представление об этой истории будет более целостное, чем отдельные цепочки дат, фамилий, документов, политических решений, войн для каждого государства по отдельности. То есть понять, что Марко Поло отправился в свое путешествие, а примерно в это время у нас произошло ледовое побоище, гораздо проще, представляя себе картины обоих событий, и сравнивая, например, доспехи монгольских, шведских и русских воинов.
Я совсем не историк, и даже не педагог, но я неравнодушная мама :) прошу прощения, если допускаю где-то ляпы...
natasha_toys
Jan. 30th, 2013 10:12 am (UTC)
Совершенно согласна со статьёй Рустама и с Вами!

Мы живём в Германии, сейчас время карнавала - на карнавал мы дочке сшили русский народный костюм, приобрели кокошник. Дочь будет Василисой Премудрой. А я буду бабой Ягой ;-) Прочитали сказку, как Василиса за огнём к бабе Яге ходила, знаем, как раньше при лучине в деревнях пряли да шили. И ещё разучим русскую народную песню. Вот это - история.
rustam_kurbatov
Jan. 30th, 2013 11:08 am (UTC)
Здорово!
rustam_kurbatov
Jan. 30th, 2013 11:07 am (UTC)
Здорово!
Мне кажется, что эти две истории дополняют друг друга.
shuriken_ru
Feb. 17th, 2013 12:30 pm (UTC)
Система вопросав - классная! Но! Как быть с приёмными детьми? Не младенчиками взятыми, а в очень даже сознательном дошкольно-младшешкольеом возрасте? Как в таком случае обыграть переход от своей семьи к историческому контексту? О КАКИХ родственниках говорить? А если это пока ещё травматично для ребёнка? Вообще один из инструментов реабилитации приёмного ребёнка, помощи ему в формировании идентичности - это "книга жизни" которая как раз про прошлое, но я своим не делал, пока устно обсуждаем, и... да и просто многие родители не особо поддерживают родственные отношения. Это хорошо при традиционной полной семье. А если недавний развод? Про каких бабушек рассказывать? А если и вовсе бабушка и заместо мамы, и заместо папы? (Мне кажется, что в платных школах для детей богатых родителей-бизнесменов это бывает не так уж и редко).
Словом, вопрос о том, как быть, если семья ребёнка травмирована?
rustam_kurbatov
Feb. 17th, 2013 01:06 pm (UTC)
Спасибо, все это очень верно. Советуюсь с родителями, иногда спрашиваю у самих учеников. Думаю, надо говорить о новой семье, а если на каие-то вопросы уж никак нельзя ответить из личного опыта - говорим не о своем частном случае, а о том, как делают вообще, как принято. \\
( 6 comments — Leave a comment )