?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Спящие пробуждаются!

Часто приходится слышать от учителей: «Ну не интересен ему мой предмет…» И как продолжение: «Ведь сами ж говорили, что нельзя ребенка научить, если он не хочет, если не интересно». К такому выводу приходят чаще «нешкольные учителя». Люди, работавшие в школе, не ждут никакого интереса – они учат.

И вот что получается: учитель учит 1-2 учеников в классе. «В глаза им смотрит», «беседу ведет», «думать учит» - а остальные? Так им же не интересно…


Что ж делать?


Признаемся себе, что только избранные интересуются «чистой наукой»: строением животной клетки, поэтикой Достоевского, дифференциальным исчислением. И не беда, потому это не единственно возможная форма Интереса…

История в 3 классе, класс Маргариты Алексеевны. «Знаете, а 5 класс тоже сейчас проходит египетские пирамиды, и они вызвали вас на турнир…» Дима, прищурившись: «А Вы точно говорите, не шутите?» А Никита ничего не сказал – просто подпрыгнул со стулом…

 

Конечно, не сами пирамиды и мумии разбудили учеников. «Турнир! Мы такие вопросы придумаем для пятиклассников, никогда не ответят!..» Ни одного мрачного сонного лица. Никто не остался равнодушным.

 
Если «чисто научный интерес» - для избранных, то такой – для всех.

 

Поэтому каждая тема (у нас - "Мастерская") должна была бы начинаться с вопроса: Ну что мы будем делать? Газету? Спектакль? Снимать видеофильм? Или вызовем на турнир 11 класс?

 
Спящие пробуждаются.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
olgahram
Aug. 13th, 2010 05:22 pm (UTC)
Да, сильно! В такой школе я бы тоже хотела учиться. А из моей школы у меня в памяти остался только любимый учитель математики. На его уроках мы уже в 8-ом классе закончили программу за 11-ый. Он всегда бросал нам вызов и это воодушевляло.
rustam_kurbatov
Aug. 13th, 2010 06:00 pm (UTC)
Спасибо. Не всё у нас хорошо, но мы стараемся.
dz0rin
Aug. 14th, 2010 09:36 pm (UTC)
Как мне всё это близко. И как я рад, что есть такая школа!
На самом деле! Как показывает опыт работы вот таких школ (которых, к сожалению, единицы), или, например, тех самых классов в Новосибирске, о которых я Вам рассказывал, очень даже возможно каждому ребёнку не только в полном объёме освоить всю программу, по всем предметам, и делать это с огромным интересом, но при этом оставаться здоровым, даже выздоравливать, становиться удивительно способным человеком, нравственным, ответственным и свободным. Причём, оказывается, что главным фактором сохранения и восстановления здоровья является именно этот самый постоянно присутствующий и неослабевающий интерес к новым, субъективно очень значимым, открытиям, знаниям. Правда же?
Но есть ещё один важный момент. Чтобы достичь такого результата, необходимо таким вот образом проживать в школе полный день, насыщенный самыми разнообразными событиями. За 30 часов в неделю, всё-таки, согласитесь, что невозможно... Как думаете? Хотя даже то, что получается в таких условиях, наверное уже гораздо лучше и выше обычного любого результата обучения по принципу "знания впрок, даже через нехочу"?..
То, что результаты обучения и воспитания у Вас в школе высокие, понятно из того, что родители ведут детей именно сюда, что не можете принять всех желающих. И это в условиях подушевого финансирования! Браво! У нас здесь та же самая картина.
Я ещё не прочитал все материалы Вашего блога, поэтому воздержусь от того, чтобы задавать лишние вопросы, на которые Вы уже может быть ответили. Спасибо, что описываете свой опыт. Он может быть полезен для многих из нас - учителей, специалистов, родителей. С благодарностью! Дмитрий.
rustam_kurbatov
Aug. 16th, 2010 03:39 pm (UTC)
Спасибо. Конечно, Вы правы. Нельзя добиться результата, когда всё время против шерсти. Правда, это не означает. что надо только гладить "по шерсти".
dz0rin
Aug. 16th, 2010 09:42 pm (UTC)
Школа полного дня - вот что я имел в виду. Это не означает, что уроки идут с утра и до вечера. И это ничего общего не имеет также и с продлёнкой или отдельными кружками, в которые дети то приходят, то не приходят, и в которые они ездят в разные концы города, занимаются там делами, о которых даже рассказать толком друг другу не могут, т.к. у товарища, который там не был, нет никакого представления о событиях, там происходивших, никакого и совместного интереса возникнуть чаще всего в таком случае не может. А вот если эти дополнительные занятия музыкой, рисованием, театром, хореографией, моделированием... будут проходить в том же классе, в той же школе, и тоже с опорой на актуальные интересы и потребности детей, да к тому же, будут ещё и работать на создание условий для развития способностей каждого в этих искусствах, работать на более полное овладение детьми содержанием обучения, будут согласованы с планами работы учителя, то и результат будет ещё более высоким. Кроме того, это на порядок обходится дешевле для каждого родителя. Всё это реально видел своими глазами в течение более чем 20 лет... И это здорово!
( 5 comments — Leave a comment )