?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

9 класс. Учим историю. Три кризиса Временного правительства: причины, лозунги, последствия… Кто помнит, пусть бросит в меня учебник. Да государственная программа. Да, единый экзамен. Но – это не истори

История, по крайней мере, для подростков, должна была бы быть скорее Историей Человека: его повседневной жизни и «картины мира». Для науки такой подход – уже устоявшаяся истина, в школе – недопустимая ересь.

Мы не в силах изменить государственный стандарт по истории, и еще несколько поколений детей будут составлять таблицу о «трех кризисах Временного правительства». Наша задача – показать, что в школе может преподаваться Другая история...

Обычная жизнь обычного человека... Что у него на столе? Во что он одевается? В каком доме живет? Каким транспортом пользуется? Как воспитывает детей? Как добывает себе «хлеб насущный»? Как отмечает праздники? Боится ли верховную власть или смеется над ней? Ходит к врачу или лечится сам? Что видит во сне и как объясняет себе смысл сновидений? Историческую антропологию интересует всё, что имеет отношение к человеку – «всё, что пахнет человечиной», по словам Марка Блока, известного французского историка, одного из тех, кто почти век назад «развернул» историю к человеку.

Но – еще один шаг! Не просто история человека – а История Ребенка и того, как он воспринимает наш взрослый мир

Мир Глазами Ребенка – вот программа-максимум для школьного курса истории. Ребенок в первобытном обществе, в культуре Античности, в Древнем Китае, в эпоху средневековья… Отношения с родителями, запреты и наказания, отношения с братьями и сестрами, домашние обязанности, игры, обучение грамоте и другим навыкам, «философские вопросы» ребенка о рождении, смерти и смысле жизни, представления о времени и пространстве, о других странах и народах, отношения между мальчиками и девочками, переживание периода полового взросления, принятие ребенка во взрослое общество – вот некоторые темы из курса, который может называться Мир Глазами Ребенка

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
suibnecelt
Jan. 4th, 2013 02:14 pm (UTC)
а мне (как выпускнику обычной российской школы) кажется, история событий тоже важна. У тех, кто не попадет потом в университет на гуманитарную специальность, просто может не быть шансов узнать ни о научных спорах вокруг призвания варягов, ни о восстании декабристов, ни о революциях 20 века. Только если из популярной литературы, где такое пишут, что страшно. Другое дело, что о событиях тоже можно по-разному рассказывать. Мне повезло с учителем, который читал у нас историю начала 19 века в девятом классе. Он задал написать сочинение от лица участника восстания декабристов, и это было здорово, и почти историческая антропология :).
rustam_kurbatov
Jan. 4th, 2013 02:43 pm (UTC)
Согласен. Здорово.
lugermaxotto
Jan. 4th, 2013 02:49 pm (UTC)
Не знаю, не знаю. Вот в курсе "история образования" хорошо анализировали со студентами позднюю Римскую империю- чего ей не хватило для прорыва в Будущее?
Сами посмотрите:
Медианный уровень жизни? он был воспроизведен после Промышленной Революции, не раньше.
Технологии? Римляне использовали даже и паровой двигатель- да, пока в качестве игрушки, но промышленные паровые двигатели на десятки лошадей- это конец XVIII века.
Законодательная база? Она была превзойдена в чем- то разве что в кодексе Наполеона.
Популярность закона? Имперская детвора играла в суды!
Грамотность? пожалуй, повыше, чем в мидл-Европе средины XVIII века.
Технологии разделения труда? Первым на их уровень вышел Уитни в Штатах XIX века со своей унификацией компонент оружия, всерьёз же превзошел уже Генри Форд! При выпуске кроватей в Помпеях было задействовано 6, прописью- шесть протофабрик, это уже не мастерские.
Рабство? Оно уже утрачивало экономическую значимость: личный слуга- раб- это понятно, а работяга в мастерской- это обычно отпущенник...

Чего же им не хватило для прорыва? Почему Европа ссыпалась в Тёмные века?

Вот такого класса задачи разбирать- милое дело а мой взгляд :)
rustam_kurbatov
Jan. 4th, 2013 03:25 pm (UTC)
Это интересно
lugermaxotto
Jan. 4th, 2013 03:03 pm (UTC)
А вот хорошая зацепка для работы с детворой по истории детства Вам- Джон Киплинг :)
ekimov
Jan. 4th, 2013 05:01 pm (UTC)
Очень интересный подход - история глазами человека, живущего в тот или иной период времени. Буду признателен всем, кто подскажет книги по истории, написанные именно в таком духе. К сожалению, мне ни одной из них не известно.
desreiniger
Jan. 4th, 2013 05:17 pm (UTC)
Но это же любые мемуары и дневники - как рядовых людей, так и выдающихся деятелей. Нужно только точно представлять себе обстановку, в которой они действовали (приблизительно в масштабах десятилетия), которая также достаточно достоверно описана, по крайней мере, для европейской и российской истории второй половины Второго тысячелетия - и тогда можно смотреть на их суждения и оценки с более общих позиций
rustam_kurbatov
Jan. 4th, 2013 05:24 pm (UTC)
Да, но рядовые не писали мемуаров...
desreiniger
Jan. 4th, 2013 06:15 pm (UTC)
Ну, есть дневники, "Народный архив" и.т.п. Дело только за исследователями.
otlichno
Jan. 5th, 2013 01:29 am (UTC)
Ой, как здорово! Я помню, что в школе очень тяжело давалась история. Тогда я думала потому что память плохая и ничего не могу запомнить, позже поняла, что это оттого, что учебные параграфы представляли из себя набор слов, который нечем было заполнить из-за отсутствия опыта - просто не к чему было привязать информацию из учебников. Позже, когда начала играть в ролевые игры, история - события, лица, даты, вдруг начали укладываться для меня в единую систему, где канвой неожиданно стала история костюма + другие бытовые детали (еда, обычаи, оружие). И понимание картинки быта стало формой, которая отлично вмещала в себя очень многое - от политического устройства до культурного наполнения. А взгляд на историю со стороны ребёнка - это отличная идея. Всё, что написано в учебнике, если выдавать сухим потоком - смешается и забудется, но восприятие событий прошлого через любопытный взгляд ребёнка - заложит, как мне кажется прекрасную основу для дальнейшего интереса к истории. Спасибо вам за ваши посты, с интересом их читаю.
rustam_kurbatov
Jan. 5th, 2013 09:39 am (UTC)
Здорово!
uuvasilev
Jan. 5th, 2013 10:09 am (UTC)
Три кризиса Временного правительства мне до сих пор в кошмарных снах снятся. А сейчас еще спорят, было ли на самом деле двоевластие - бедные дети, особенно те, кому сдавать ЕГЭ.
rustam_kurbatov
Jan. 5th, 2013 10:17 am (UTC)
То есть,разбуди тебя ночью - расскажешь все о трех кризисах...
uuvasilev
Jan. 5th, 2013 10:41 am (UTC)
Нет, в кошмарном сне выясняется, что после пяти лет истфака и пятнадцати лет преподавания я не помню, какой из них первый, какой второй, а какой третий.
rustam_kurbatov
Jan. 5th, 2013 10:47 am (UTC)
Это из-за кандидатской по философии
uuvasilev
Jan. 5th, 2013 10:58 am (UTC)
Не иначе...
desreiniger
Jan. 5th, 2013 06:12 pm (UTC)
Вообще-то "три кризиса" следующего Временного правительства, возможно, нам ещё предстоят...
rustam_kurbatov
Jan. 5th, 2013 07:21 pm (UTC)
и Учредительного собрания
giraff_on_fire
Jan. 5th, 2013 07:35 pm (UTC)
Читаю сейчас "Доктора Живаго" и наконец-то для меня проясняется картина того, что происходило в начале-середине 20-го века, КАК жили тогда люди. Уроков, истории, конечно, не помню...
rustam_kurbatov
Jan. 5th, 2013 07:45 pm (UTC)
надо перечитать
( 20 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek