?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попытка другой школы
Глава из книги "Попытка другой школы".

Очень простой и практичный вопрос - работа в группах на уроке.

Никакой философии -  чистая техника.

В 92-м году,  на  гребне педагогической революции в стране, была создана наша школа.  Вопрос о «политической ориентации» не стоял – разумеется, педагогика сотрудничества! Школа для Ребенка, раскрытие таланта, пробуждение интереса – эти слова всегда были для нас больше, чем рекламные слоганы.  Мы верили в возможность другой школы: более доброй и человечной.  Отказаться от насилия, сотрудничать с ребенком, видеть в нем личность – тысячу раз «да». Но…

Но вот начинается урок, проверили отсутствующих и… что же делать нам с этой «личностью» на уроке?  И не на уроке вообще, а во время – простите за прозу – опроса. Неприятное слово, отдает старой школой – но никуда не денешься, при любом методе приходится иногда спрашивать ученика:  что  он прочитал в  учебнике и что понял.

В старой школе было всё просто: «Сегодня к доске пойдет...» Три-четыре ученика у доски за урок, еще столько же – на первой парте, опрос на листочках, остальные – сидят и слушают.  Порядок!  Классика объяснительно-иллюстративного метода.

К доске? Письменный опрос? Все сидят и слушают? Это невозможно, это противоречит нашим принципам… Никаких монологов у доски – мы будем говорить со всем классом!  Это не «фронтальный опрос», нет! Это – беседа. Просто мы беседуем с классом… 

И если учитель наделен такими качествами, как хорошая реакция, чувство юмора, артистизм – все идет хорошо: и ученикам нравится, и ему не надо стучать указкой по парте.  Живо, активно, нескучно, но…

Но, вместо ответов и мыслей - отрывки фраз и междометия (каждому на ответ не больше 30 секунд - дольше трудно «держать класс»). Вместо беседы с классом – обмен репликами с двумя-тремя наиболее реактивными учениками (какой учитель выдержит напор, когда он весь урок тянет руку и кричит: «можно я»?) Что делать другим ученикам? Не слабым – а другим: медленным и  неуверенным?

Говорить с двадцатью человеками сразу невозможно – это нарушение законов психологии. Но учитель, представляя себя Ботвинником на сеансе одновременной игры,  делает это…

-  Вам мат, гроссмейстер!

Мы отказались от традиционного опроса, как метода, несовместимого с идеалами, - а так называемая «беседа» оказалась лишь пародией на содержательный разговор.  Мы хотели вырваться  на свободу – а нас зажали два этих монстра: Монолог у доски и Фронтальный опрос.