?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В книге по стратегическому менеджменту прочитал: «Все организации работают по одним и тем же законам, не важно, компания ли это Ford, фабрика по пошиву обуви или католическая церковь». Я бы добавил: «И школа».

В основе всех организаций лежат общие правила. Мне кажется, что вообще школьные работники и прежде всего директора могли бы черпать вдохновение в книгах по менеджменту, а не в педагогических журналах.

Люблю музыку. Россини, Моцарта и Шумана. В конце рабочей недели слушаю «Севильского цирюльника». Но есть еще один жанр искусства, который вдохновляет и дает новые силы. Это американские книжки по менеджменту.

Когда я их читаю, мне хочется подняться с дивана и быстрее идти на работу. Они заряжают энергией. Это здорово. Мне кажется, простые с точки зрения образованного человека книжки по менеджменту – замечательное чтение для руководителя школы.



Позволю себе несколько анекдотов после серьезной теоретической части об идеях.

Некий топ-менеджер, президент концерна «Мицубиси», сидел и пил чай с американским специалистом по консалтингу, который советы дает.

«Дайте мне совет, который изменит мое управленческое поведение и приведет к тому, что мой труд руководителя станет более эффективным! Я заплачу вам за это 20 тысяч долларов».

Они встретились в том же ресторане на следующий день, и американец написал на бумажечке совет, прочитав который, наш президент концерна сразу же подписал ему чек на 20 тысяч.

Мне не удается следовать этому совету постоянно. Но в те дни, когда удается - чувствую, что все получается. Я выхожу на «новый уровень руководства», и мой труд становится «принципиально другим и более эффективным». Думаю, это будет полезно и директорам школ.

Итак, он написал на этой бумажке: «В начале каждого дня постарайтесь писать список дел в порядке их важности. И делайте эти дела всегда строго в такой последовательности.»

Это очень просто. Но, поверьте, это стоит 20 тысяч долларов. Что греха таить, когда директор приходит на работу, часто он делает в первую очередь те дела, которые ему навязывают. Секретарь, заведующий по хозяйству, коллеги-учителя…Когда был молодым директором и мы только переехали в новое двухэтажное здание, помню, в первые месяцы бывали случаи, когда я только к обеду поднимался на второй этаж, в свой кабинет. Приходил - и меня ловили на первом этаже. Это, конечно, было здорово. Но если серьезно, в те дни, когда мне удается написать ранжированный список дел по важности и следовать ему, я понимаю, что у меня что-то получается.

Второй анекдот

Однажды президент концерна «Форд» зашел к своему помощнику и увидел его в кабинете, разбирающим бумаги. А на стеллажах – кейсы, файлы, папки и прочие скоросшиватели.

«Если ты не уничтожишь это все, мы все будем похоронены под этим архивом!»

Это было сказано несколько патетически, но прочитав эту историю, я освободил две полки своего шкафа от архива. Мне кажется, для школьного директора это – очень поучительная и окрыляющая история, потому что главная проблема школьного администрирования – огромное количество бумаг.

Я не храню никаких архивов. На моем столе нет никаких бумаг. И для моего уха нет ничего приятнее, чем шорох листа бумаги, который я беру правой рукой и отправляю в урну. Могу совершенно точно сказать, что воздерживаюсь от бумажного делопроизводства на протяжении 3-4 лет, и ничего плохого не случилось. Важные документы, идущие из небесной бухгалтерии – на них мы отвечаем. Внутреннего бумагооборота нет никакого. Учителя не пишут ни планов, ни отчетов, а я их не читаю.

Третья история

Вечно занятый Генри Киссинджер однажды отослал доклад, представленный ему сотрудником, с замечанием: "Это всё, на что вы способны?". Сотрудник, переработав доклад, представил его вновь. Но работа вернулась с тем же замечанием. Переделав ее еще раз и получив от Киссинджера тот же вопрос, сотрудник взорвался: "Да, черт возьми, это лучшее, на что я способен!". «Тогда я его прочту», - ответил Киссинджер. 

Одна из проблем руководителя заключается в том, что он уверен: только он может все в организации сделать наилучшим образом. Разумеется, руководитель должен уметь делать все сам. Но не должен этого делать. Его задача лишь в том, чтобы найти нужного человека. А браться самому – только за ту работу, которую уж точно никто сделать не может. Например – написать книжку о менеджменте.

Четвертый анекдот
Опять же, про некоего известного топ-менеджера. «Заберите у меня все, - сказал он, - заберите все мои производственные мощности, все активы, помещения и прибыль. Оставьте только организацию. И через два года я смогу вернуть себе все потерянное». Под словом «организация» он имел в виду правильную структуру руководства и людей, которые являются частью этой структуры. За последние пять лет мы пережили 8 предписаний об освобождении помещения, и у меня был повод задуматься над тем, что действительно - самое важное. Для школы, бесспорно, это люди. То есть, фразу можно перевести как - «Оставьте мне учителей, и через два года я верну все». 



Comments

rustam_kurbatov
Nov. 23rd, 2012 01:21 pm (UTC)
:)
:)