?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



«Выпрямили спинки, руки перед собой, слушаем учителя…» - привычная картина.  Школа!

Чего хотелось бы? Кто-то тихонько читает книжку, кто-то пошел куда-то… то ли в компьютерный кабинет, то ли в библиотеку. Каждый занят своим делом и не мешает другому. Как в мастерской. 

Как перейти от первого состояния ко второму? Как разрушить строй?

Четыре года назад я думал, что надо сразу всем «дать свободу»: хочешь смотреть фильм – смотри; хочешь идти в читальный зал – иди.  И это было левацкой ошибкой.

Стас, 6 класс, получив «волю», катается весь урок на стуле на колесиках в компьютерном кабинете, хохоча и размахивая руками,  – радуется… Алена, тот же класс,  забившись в угол: «Ничего я не хочу, скажите конкретно, чего мне делать» - почти плачет… А отличник Глеб, распластавшись на парте, стонет, что он ужасно устал, что он ничего не хочет, только спать  - и рисует какие-то каракули на листочке…

- Дети, вы можете делать то, что вам интересно… Дети, ну вы можете… Дети…

Но большинство детей  чувствует себя нормально в обстановке жесткого порядка – жесткого строя. Они любят «строгих учителей». Там, на нормальных уроках,  они послушны и работоспособны. Стасик сидит как первоклассник и поднимает руку, Алена решает математические задачи третьего уровня сложности, Глеб…  Глеб – отличник, как было сказано.

Шоковая терапия не прошла...  

+++

Пятый класс. Катя  и  Лиза опаздывают на каждый урок. Слова, уговоры, разным тоном сказанные, не помогают - приходят на пять минут позже, доедая булку. (Ну, признаемся, и со взрослыми так бывает)

Делать что? «Странный вопрос, - скажет нормальный учитель, - а на что дневник? Пара замечаний, может дело даже и не дойдет до порки дома… Просто родители поговорят как следует…»

Прохор. Этот не опаздывает, нет. Но природе своей – скажем мягко,  необузданной -  молчать на уроке не может. И опять же, нормальный учитель: «Как это ребенок не может молчать, чему в первом классе научили…. Пресечь надо сразу». Не знаю: сечь или пресечь, много есть способов сделать, чтобы  ученик «строй держал».  Сам я семь лет в школе служил, и не то что, не могу, но как-то не хочется.

+++

Неужели нельзя без этого «раз-два-раз»?

Каждый ребенок хочет быть взрослым. Так вот, нашей наградой  за умение «быть самостоятельным»,  будет признание его «взрослости».

- Дети, по пятницам у вас будет День Рождения. И вы будете получать подарки… Ну не все, конечно, ну посмотрим…

- ???

- Так вот, сегодня вторник, и  вы еще дети. Но те из вас, кто научится до конца недели делать три вещи, могут считать себя взрослыми….

- ???

- Приходить вовремя на урок, держать в порядке папку с листами (они у нас вместо тетради), и не выкрикивать с места…

- А подарки?

- Вы становитесь взрослыми и получаете три взрослых права: право сидеть с кем хочешь, право самостоятельной проверки своих работ и право без спроса, как захочешь,  выходить из класса на 5 минут…

- В туалет?

- В туалет…

Взрыв хохота, переходящего в  бурные аплодисменты.

Вот счастье, вот права!  Ради такого  можно и постараться.

Чувствую, как кипит возмущенный разум нормального школьного учителя: свобода ходить без спроса в туалет…  Чем озабочен этот учитель… У нас и так дети на урок не опаздывают, и тетрадки ведут…

Что ж, преклоняюсь перед вашим мастерством, дорогие коллеги. А у меня опаздывают, и булку доедают.

Право выходить из класса без спроса по нужде имеет, кроме прочего, и  глубокое философское значение.

С чего начинается Школа? С приучения ребенка к тому,  что пИсать нужно  не тогда, когда хочется,   а  когда разрешено, то есть на перемене. Следовательно, если  человек может справлять нужду тогда, когда ему нужно – это уже не Школа…

+++

Что ж,  свободе и самостоятельности надо  учить – как учат математике и чистописанию. Потому что люди, увы, свободными не рождаются – а становятся.

 

 

 

 


Comments

( 5 comments — Leave a comment )
yulialysova
Nov. 3rd, 2012 11:18 am (UTC)
Как здорово! Эх, научится бы этому искусству всем родителям!
uuvasilev
Nov. 3rd, 2012 04:34 pm (UTC)
Я когда интересный фильм смотрю, не иду в туалет, когда хочется, терплю, интересно же ведь. Сейчас легче стало, можно на паузу поставить. Но урок на паузу не поставишь. Нет, если не интересно, то конечно, можно в туалет в любой момент сходить.
У нас уроки парами, некоторые учителя так увлекаются, что перемену посреди пары не делают. Я всегда перемену делаю, чтобы все одновременно в туалет сходили. Этакая пауза.
janemouse
Nov. 3rd, 2012 07:38 pm (UTC)
с одной стороны, да, хочется уйти от жёсткого строя,
от металла в голосе, от необходимости "строить детей",
с другой стороны, для комфорта детям нужны правила и границы.

Скажем, на своём математическом кружке я говорю так:
"ты не наелся и не можешь час прожить без еды - выйди в коридор и доешь булку, потом вернись. И в следующий раз приходи без еды, когда закончишь. Это отвлекает других. У нас такие правила".

А когда дети сидят, чинно сложив руки перед собой, и пишут слово "ответ", я им говорю, что у нас это не обязательно,
они могут писать хоть ручкой, хоть карандашом - лишь бы им было удобно,
могут встать или сесть, наклониться или повернуться, если при этом они не мешают соседям.

Детям, как и взрослым, надо понимать, что тут за правила игры, чего от них ждут, что поощряется, а что - нет.
У нас поощряется придумывать много разных решений каждой задачи,
а оформлять ответ красиво пока не требуется.
У нас поощряется придумывать задачи для соседа по парте и для учителя - и тд.

Когда правила игры понятны и словами обозначены, детям проще в них встроиться. Свобода их пугает именно размытостью границ.
suibnecelt
Nov. 3rd, 2012 08:36 pm (UTC)
а как эта система потом реализуется? то есть вот, например, Петя заслужил право выходить в туалет без спроса, а Вася - нет, Настя может сесть с Мариной, если она хочет, а Марина не может выбирать, с кем сидеть (и кстати не хочет сидеть с Настей, потому что она всегда списывает и пихается), как тут быть? Отслеживать по списку, кому уже можно в сортир без спроса, и окрикивать Васю, если он вдруг решил ослушаться? Не будет ли это вдвойне унизительно?
sokol_inka
Nov. 3rd, 2012 11:58 pm (UTC)
Вспомнился эпизод из фильма "Саммерхилл" - где девочка, зажатая и замученная мамиными требованиями, подает учителю длиннейший список выбранных ею академических предметов, а учитель ее спрашивает с сомнением в голосе: "Тебе это точно все надо?" - "Да." - "Может, возьмешь что-нибудь повеселее?" - "Нет, это то, что я хочу". - "Знаешь, свобода - это непросто, когда ты к ней не привыкла".

Рустам Иванович, Вы знаете, та реакция на свободу, которую Вы описали - это именно то, что наблюдают учителя демократических школ практически всегда, когда в школу приходит новый ученик. Сразу оценить возможности свободы и начать двигаться вперед именно своим, подходящим именно тебе маршрутом почти ни у кого не получается. Сначала - да, либо страх ("Скажите мне, что делать!"), либо беспорядочное возбуждение, кажущееся разбазаривание времени, бесконечная беготня во дворе, компьютерные игрушки... Но со временем пыль оседает, отсутствие необходимости постоянно следовать чужой воле становится привычкой, плюс дети видят вокруг увлеченных своими занятиями людей - и потихоньку просыпается уверенность, включается внутренний мотор и начинается движение к своему интересу... Это происходит - но почти всегда очень не сразу, им надо дать время очухаться от внешнего управления, и свободная, творческая среда тоже очень важна... Я хочу сказать, что шоковая терапия тут и не может пройти - изменения будут, но они не могут быть ни моментальными, ни даже очень быстрыми. Как правило - вопрос нескольких недель или даже месяцев...
( 5 comments — Leave a comment )
Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: rustam-kurbatov.livejournal.com/108654.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.