?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как в семье

Французские учителя, гостившие в нашей школе, были приятно удивлены двум вещам: в детском садике дети спят на подушках (во Франции подушки запрещены - вдруг дети задохнутся во сне) и тем, что у нас младшие и старшие дети знают друг друга и спокойно общаются на переменах. 

«Современная школа» искусственно ранжировала детей по возрастным категориям, отделив одиннадцатилетних от двенадцатилетних… 





Во всех традиционных культурах младшие жили вместе со старшими, и старшие выполняли роль помощников родителей и часто замещали их. Полезно и тем, и другим. Старшим это позволяет легче пережить переходный возраст – потому что роль помощника способствует социализации подростка, как сказали бы антропологи. А младшие, как правило, легче понимают слова и действия своих почти сверстников, с разницей в возрасте два-три года.

Успех наших «десантов», когда почти каждая тема по каждому предмету завершается уроком, который старшеклассники проводят для маленьких, очевиден. 

Но можно и пойти дальше. Старшие могут не просто время от времени заходить к младшим - но и регулярно работать вместе.

Допустим, в 3 классе - мастерская по естествознанию, тема «Перелетные птицы». Восьмикалассники, два-три человека отправляются в третий класс «на работу». Понятно возражение: пропустят свои уроки, ведь мастерская длится 8-10 уроков. 

Но сколько плюсов!

1. Ясно, что идут работать не все, а кто специально подготовился. 

2. Идут, возможно, в класс своему учителю начальной школы, что, конечно же, приятно и учителю и детям.

3. Работа в качестве помощника учителя (подмастерья, ассистента, вожатого) позволяет подросткам иначе посмотреть на всю школьную жизнь. Эти 8 уроков - интенсивный курс взросления.

4. В конце концов, «объяснят другим – и сами поймут».

Поэтому страхи, что раз в четверть кто-то вместо обычных уроков на 8 уроков пойдет работать помощником в младшую школу – просто страхи. Вообще, школа может быть совсем не такой, какой она была, когда мы учились…

7-9 классы – признаемся, самые провальные классы школы. Когда подростки уже переросли детское почитание учителя, но еще недоросли до необходимости готовиться в вуз. Все знают, как сложно им объяснить, зачем они учатся в школе и что они вообще тут делают. 

Возможно, такая совместная работа позволит подростку посмотреть на школу и самого себя другими глазами. 

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
hei_ho
Oct. 26th, 2012 07:51 pm (UTC)
Супер-идея!
Спасибо Вам.
( 1 comment — Leave a comment )