?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О методе

На семинаре в институте усовершенствования учителей шел разговор о современных западных дидактических системах, о проектно-исследовательской работе на уроке. Поднимается учитель со стажем, ветеран советской школы: «Всё это хорошо, но если мы хотим добиться прочных знаний, то ничего лучше объяснительно-иллюстративного метода нет и не может быть…» 

Как учил меня один очень опытный учитель химии, методист городского управления образования: «Ты на уроке даешь им новый материал – следующий раз они должны всё вернуть тебе целиком» 





Объяснение – закрепление – контроль. 

Это формула объяснительно-иллюстративного метода. Первый или десятый класс, математика или литература – не имеет значения. Формула универсальная, другого не придумать. И если хотим «получить результат» - мы обязаны ей следовать.


Объяснение – с использованием иллюстративного материала, с элементами беседы. Закрепление – прочитал, пересказал, выучил, составил таблицу. Контроль – опрос у доски, фронтальный опрос, тест, контрольная работа, экзамен. Технология проверена веками. Только в случае ее соблюдения гарантирован результат: прочные знания, универсальные умения, отработанные навыки – лучшая в мире система образования!


И еще один результат - невозможность и нежелание думать. Потому что прочные знания – это мертвые знания. И потому что важнейшим элементом этой технологии является принуждение - насилие. Невозможность и нежелание думать - это уже не школьная проблема. 


***
Суть исследовательского метода очень проста: ученик наблюдает за реальностью, ставит вопросы и сам ищет на них ответы

Наблюдение – Удивление – Ответы. 


Простейшая цепочка, молекула мышления. Так и бывает в жизни. Человек сталкивается с новым явлением. Он не может объяснить его с обычной точки зрения. И ищет другой способ объяснения - другую точку зрения.

Наблюдение – не объяснение материала. Объяснение - это разложенная действительность, препарированная учителем-методистом. Расфасованная в таблицы, уложенная в алгоритмы, упорядоченная как товары на полке в супермакете. «Этот учитель хорошо объясняет» - сомнительный комплимент учителю… 



Наблюдение – это столкновение с реальностью, какой-она-есть. Эксперимент без подсказок, фильм без объяснений, текст без комментариев. Настоящая, не разжеванная пища. 


Алгоритм никогда не дается заранее - это точка раскола с традиционной педагогикой. 
Потому что в школе, в хорошей школе, учитель всегда объясняет «как», дает «четкие определения». 
Или подводит ученика к «понятиям» так близко, что у ребенка возникает иллюзия, что он сам додумался. Собственно, в этом и есть сущность школы – «школьность». 
Схоластика, другими словами.


«Столкновение с реальностью» порождает вопросы. И эмоциональный взрыв. 
Если театральный спектакль задел за живое, можно заняться и чтением книги - это литература. Если поход в лес и сосиски на костре – событие, то можно написать рассказ. Это русский язык.


***
Второй шаг - вопросы ребенка. 

Наверное, это самое ценное – умение удивляться, не понимать, недоумевать.Хороший вопрос лучше хорошего ответа.

Если мы идем с детьми на ферму, рассказывал кто-то из учителей школы Френе, мы стараемся не говорить детям: главное - обратите внимание на то, какие рога у коровы и проч. Пусть ребенок сам выделит то, что ему покажется интересным – это и будет главным.

Меня удивляет, я не понимаю, мне кажется странным – это здоровая реакция ребенка на новое. Новое не вписывается в привычную сетку координат, ему нет обычного объяснения. Если этого момента сомнения-непонимания нет, то невозможно будет и настоящее понимание. 

Удивление ломает решетку сложившегося знания, заставляет искать новые ходы, создавать новые связи. Эта ломка – и есть мышление



***
Среди учителей есть люди умные и добрые. Но их становится меньше с каждым годом – они уходят из школы. Потому что школа невыносима не только для подростков – она невыносима и для взрослых.

Изнуряет необходимость все время заставлять – подавлять – детей. Скучно повторять одно и то же по многу раз. Учителя понимают, что так нельзя. Но как?

Объяснительно-иллюстративный метод подразумевает принуждение и зубрежку. И если учитель верит, что «с детьми можно по-доброму», нужен другой метод. Исследовательский, проблемный, поисковый – названия могут быть разные. Кроме того, на каждом предмете – своя специфика.

Но есть общее. Суть подхода, в одной строчке: ученик наблюдает за реальностью, задает вопросы и ищет на них ответы. 



Comments

( 8 comments — Leave a comment )
roman_i_darija
Oct. 18th, 2012 04:03 pm (UTC)
---И еще один результат - невозможность и нежелание думать.

Это не результат, а объективная особенность мышления большинства людей, для которых метода обучения лучшего, чем "объяснение – закрепление – контроль", не существует.

Проектно-исследовательской деятельностью заниматься сейчас модно. Даже дипломные работы в вузах очень часто являются профанацией, что уж говорить о средней школе, где результаты внедрения этого подхода весьма плачевны.
pars_ek
Oct. 19th, 2012 04:50 am (UTC)
"Даже дипломные работы в вузах очень часто являются профанацией, что уж говорить о средней школе, где результаты внедрения этого подхода весьма плачевны."
========
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины (с).
За 14 лет работы с дипломниками (каждый год по 3-5 дипломников) только два случая отказа студента от Проекта, во всех остальных случаях проекты были. В данном случае, я не говорю о качестве проектов. Это другая тема...
roman_i_darija
Oct. 19th, 2012 05:56 am (UTC)
Зачем искать причины, если формально проектной деятельностью занимаются в щколах сейчас уже начиная с младших классов, губя у детей всякое понимание того, что является наукой, что такое авторское право, что такое самостоятельное исследование, а не содранное для отмазки из Интернета? наиболее удручающее впечатление производят не педагоги, работающие по старинке (да мы таких и не наблюдаем что-то), а те, кто на школьных конференциях бряцают ученическими "исследованиями", заведомо не являющимися плодом самостоятельной, творческой работы. Проектно-исследовательская деятельность нужна лишь единицам - одарённым детям. Массовое её внедрение оборачивается профанацией.
pars_ek
Oct. 20th, 2012 03:36 pm (UTC)
Вы действительно считаете, что проект, это когда "наука, авторское право, самостоятельное исследование...", а не процесс изучения проблемы и представления результата???
Или не "это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам" (Википедия).
Уметь проектировать нужно каждому, а не только одаренным!
roman_i_darija
Oct. 20th, 2012 04:08 pm (UTC)
Вот из Википедии как правило учащиеся и пытаются всё копировать. В обычных школах проектная деятельность ограничивается нажатием двух сочетаний клавиш: "Ctrl+C" и "Ctrl+V"...
pars_ek
Oct. 22nd, 2012 02:20 am (UTC)
Копи-пастом из Википедии делают не проект, а реферат (почему нет? хорошая и удобная энциклопедия).
От того, что кто-то где-то что-то делает плохо, не должно зависеть достоин ли существовать проектный метод или нет.
uuvasilev
Oct. 18th, 2012 04:42 pm (UTC)
Думать - это больно!
desreiniger
Oct. 18th, 2012 08:02 pm (UTC)
Я, честно говоря, вообще не понимаю, зачем нужен метод, единый и обязательный для всех. Дети очень разные и мы тоже. И план урока должен быть в самых общих чертах.
( 8 comments — Leave a comment )