?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Некоторые дети еще до школы пишут: отдельные слова, маленькие истории, стихи. А потом становятся школьниками и уже не пишут ничего, кроме букв в прописях. А можно ли продолжить такое письмо? Можно ли построить курс изучения родного языка в вокруг этих детских текстов? И при этом, научиться писать хорошо и грамотно?

***
Что мы делаем на уроках русского языка? Пишем...

Новости для родителей, переписка с друзьями из другого класса, из другой школы, из другой страны; рассказы, повести, романы, стихи, тексты для газеты по истории и естествознанию, задачки по математике, сценарии спектаклей, вопросы для интеллектуального турнира, стенная газета, впечатления о фильме, спектакле, книге… Может быть, тему предлагает учитель. А может, и дети.

Это не изложение и не сочинение – Свободный Текст!

И не от случая к случаю – а регулярно: два текста в неделю в начальной школе и, увы, всего лишь один – в средней.

То, что писать «от себя» полезней и приятней переписывания упражнений – очевидно и для учителей, и для родителей. Но можно ли так научить писать грамотно? Ведь если просто детям разрешить писать, что они хотят и как хотят, - есть опасность, что неправильное написание запомнится на всю жизнь и переучивать будет непросто.

Поэтому сделаем попытку расписать подробно «технику работу». Не для того, чтобы следовать посекундно этому «рецепту» – а чтобы показать, что на свободных текстах можно отработать все навыки грамотного письма.


Этап 1. Разговор до письма.

Текст «от себя» - это рассказ о событии. Со-бытии – о том, что имеет отношение к жизни, что прикасается к главному, к бытию. Писать можно о чем угодно, лишь бы тема задела за живое. Лишь бы ученик захотел, очень захотел писать.

До того как взять ручку и бумагу, надо говорить, долго говорить. Чтобы каждый мог высказаться и выслушать другого. Мысль должна созреть. Нет смысла просто прийти в класс и сказать: сегодня мы пишем…


Этап 2. Черновик, написанный от руки.

Пишется текст обычным образом: от руки на листе бумаги. Ученик может спросить у учителя, как лучше построить фразу, какое написать слово. Учитель читает черновики и правит наиболее явные ошибки. Это первое, грубое, редактирование - как крупной наждачной бумагой.

Этап 3. Набор текста на компьютере.

Самый приятный и самый эффективный способ научить ребенка хорошо писать. Ученики садятся за компьютер и набирают свои тексты. Учитель подходит к каждому по очереди и прямо на мониторе, пока текст еще «теплый», помогает правильно составить фразы. Да, это бывает непросто. Некоторые дети не могут изменить фразу, не чувствуют языка. Но мы же учимся...

Учитель обращает внимание на построение фразы, на правильное использование слов – занимается тем, что принято называть «развитие речи». Правит стилистические и речевые ошибки, скорее, не правит – а не допускает их.

Но, кроме этого…

Орфография. Основную работу делает редактор компьютера – и в этом, думаю, есть польза. Собственно, что делает редактор? Подчеркивает неправильно написанное слово – а это обычная учительская работа.

Пунктуация. Как правило, дети не ставят запятых. Особенно в начальной школе, когда прошли по программе лишь однородные члены и обращение. Учитель помогает увидеть, точнее – услышать запятые. Он правильно читает фразу, чтобы ученик уловил интонацию, «поймал» запятую. Большинство запятых в русском языке, к счастью, интонационные.



Этап 4. Обсуждение текстов.

Выбираем один-два текста, делаем копии для каждого ученика и продолжаем редактирование. Это третий подход к тексту – теперь уж обработка совсем «мелкой шкуркой». Болезненная операция для авторов, но очень полезная. Если делается доброжелательно и если ученики привыкли к этому с первого класса, никто не обижается.

Идем от целого к деталям.

Текст целиком. Интересно ли получилось? Связный ли текст? Производит ли впечателние? Хорошо ли выражена мысль? Нет ли ненужных повторов?

Предложения. Правильно ли построены фразы? Порядок слов, согласование слов…

Слово. Правильно ли использованы слова? Или надо подобрать другие, близкие по смыслу?

Я не утверждаю, что только путем редактирования: черновика и текста, набранного на компьютере, - можно научить писать грамотно. Хотя, если б в программе не было такой казуистики, как отличие отглагольных прилагательных от причастий страдательного вида прошедшего времени, и особых случаев написания одной и двух букв НН: «кошеная трава» и «скошенная утром трава», если б от ученика требовалось лишь то, что нужно обычному человеку в обычной жизни, - тогда, этого было б, наверное, достаточно…

Чтобы хорошо писать, надо просто набить руку – сформировать навык. Думаю, можно хорошо и правильно писать, почти не зная грамматики и правил. Но всё это настолько расходится со школьным взглядами на жизнь, согласно которым «уметь» - это не просто «уметь делать», а «определять» и «формулировать». Поэтому мы все ж будем изучать грамматику.

Этап 5. Грамматика.

Можно выбрать одну-две грамматические структуры и объяснить их на примере текста. Например, дети еще не знают, что такое «прошедшее время». Хотя, что такое «не знают»: в устной речи никто не путается во временах…

Вот задание: перед нами страница напечатанного текста: найдите все глаголы в настоящем времени, подчеркните их, образуйте форму прошедшего времени. Если ученик справляется этим заданием, он получает «зачет».

Все грамматические навыки, которые должен отработать ребенок в течение года, перечислены в Листе «Я УМЕЮ»:

Я умею находить в тексте ГЛАГОЛЫ

Я умею определять время Глаголов

Я умею изменять глаголы по лицам и числам…

Эти навыки сформулированы очень просто и конкретно. И когда мы уверены, что ученик действительно отработал определенный навык, он получает «зачет». Вся школьная грамматика может уложиться в нескольких десятков таких «я умею».


***

За одиннадцать лет изучения родного языка в школе ученик не пишет ни строчки «от себя». Если не считать описания комнаты и триста слов в части «С» Единого Государственного Экзамена…

Это, мне кажется, достаточный аргумент в дискуссии с апологетами Советской школы и лучшей на свете методики преподавания языка.

Ни строчки. Кроме SMS-ок и, может быть, открытки маме на день рождения.

Следствием этого является неспособность большинства взрослых людей нашей страны, в отличие от европейцев, выражать мысли в письменной форме - страх письма.

Испуганный в школьном возрасте письмом, человек уже никогда не пытается свою мысль выразить в слове; а мысль без слова не живет долго. Запрет на письмо «от себя» фактически означает запрет на мысль «от себя» - на мышление.

Ребенка учат повторять и переписывать чужие слова. И он понимает, что его собственная речь – что-то ненастоящее, нестоящее - детский лепет, одним словом. А говорить и тем более писать надо «правильным» языком учебника.

Школа воспитывает в ребенке недоверие к собственному слову. И став взрослым, он будет склонен верить на слово тому, что напечатано в газете, в учебнике, или тому, что произнесено в программе «Время».

Такому человеку трудно думать, всё «мышление» для него – это подбор подходящих слов и предложений, словесных штампов из взросло-нормативного языка, которые сохранила его память.

Человек, непривыкший писать и думать «от себя» - удобный инструмент в руках менеджеров и политтехнологов. «Тоталитаризм начинается в детской комнате», - писал Александр Нилл. Что ж, а растет он и крепнет в школьных классах, особенно – в кабинете русского языка.

… Первоклассница Настя стоит у доски: одной рукой обнимает любимого медвежонка Бублика, в другой держит распечатанный текст своего рассказа:

Моя любимая игрушка – это маленький медвежонок. Ему 6 лет, как и мне. У него очень красивый чёрно-белый бантик. Мой мишка очень мягкий и очень добрый. Его зовут Бублик. Однажды мы с мамой и Бубликом гуляли на улице. Я потеряла своего медвежонка. Мы везде его искали, но не нашли. Тогда мы вернулись домой. Мне было очень грустно. Вдруг кто-то постучал в дверь. Это был папа. В руках у него был Бублик. Я очень обрадовалась, что мой друг медвежонок нашелся!

Нет ни школьного страха, ни послушания – просто радость за то, что медвежонок нашелся и сегодня пришел в школу, гордость за своего самого лучшего папу и за себя, что смогла написать, напечатать и прочитать без запинки вот такой рассказ!

Свободный текст воспитывает свободного человека.


Comments

( 6 comments — Leave a comment )
skirnevsky
Oct. 13th, 2012 07:17 pm (UTC)
http://www.slideshare.net/skirnevsky/ss-14229456 - языкознание для детей. Идеологически близко.
semirina
Apr. 21st, 2013 05:46 pm (UTC)
Вау... посмотрела презентацию, в восторге просто.
Вот это подход!

(аж травмировалась - в этом году ребенка вести в школу, самую обыкновенную, других у нас нет.
А тут - такое развитие... Значит, можно...
Жаль, у меня самой эрудиции не хватит ТАК ребенка обучать)

Спасибо вам - порадовали просто тем, что такое есть в этом мире :)
marina_alt
Oct. 13th, 2012 07:53 pm (UTC)
Все так вроде бы, и нисколько я не апологет советской школы, но справедливости ради надо сказать, что мы (в 80-е) писали - очень много. Дневники каждый день, песенники и анкеты, письма далеким людям и письма подруге-однокласснице, и даже книжки.
suibnecelt
Oct. 13th, 2012 07:56 pm (UTC)
Страдательный залог. А вид - совершенный или несовершенный. Или это шутка была? Только не обижайтесь, пожалуйста :)).
Все эти штуки в школе мне тоже казались скучными и ненужными, писала я с дошкольного возраста достаточно грамотно без всяких правил, так что могу только поддержать Ваш взгляд на русский язык для школьников. Только на курсах по языкознанию в университете я поняла, какими интересными и веселыми на самом деле могут быть и виды, и залоги :)).
chepuhovinka
Oct. 13th, 2012 08:04 pm (UTC)
Я как раз читаю Вашу книжку и как раз эту главу. Совершенно, полностью и всецело разделяю, а также благодарю за ценные идеи, которые позволят мне в моей репетиторской работе уйти немного от опостылевшей школьной программы. Заодно и на сыне проверю методу.))
kokoc62
Nov. 4th, 2012 12:24 am (UTC)
"Поэтому сделаем попытку расписать подробно «технику работу». Не для того, чтобы следовать посекундно этому «рецепту» – а чтобы показать, что на свободных текстах можно отработать все навыки грамотного письма..."
Рецепт (поправьте, если где-то ошибся):
1. Перед работой над текстом нужен разговор, в результате которого у ученика возникнет желание писать.
- А если желание так и не возникло?
2. Текст пишется в классе от руки, допускается обращение к учителю за консультацией.
- Сколько времени на это отводится?
Затем учитель проверяет черновики (тетради?), исправляет "наиболее явные ошибки"...
- Это происходит тут же, на уроке? Сколько времени на это отводится? Что в это время делают ученики?
3. "Ученики садятся за компьютер и набирают свои тексты. Учитель подходит к каждому по очереди и прямо на мониторе, пока текст еще «теплый», помогает правильно составить фразы..."
-"Пока текст еще теплый" - значит, на том же уроке? Учитель помогает одному, остальные - ждут своей очереди?
4. "Этап 4. Обсуждение текстов. Выбираем один-два текста, делаем копии для каждого ученика и продолжаем редактирование..."
- Всё на том же уроке? Почему, кто и как выбирает только один-два текста? Что станет результатом обсуждения? Хочу ли я, ученик, предоставить свой текст для обсуждения?
5. "Этап 5. Грамматика. Можно выбрать одну-две грамматические структуры и объяснить их на примере текста... Например, дети еще не знают, что такое «прошедшее время»… Вот задание: перед нами страница напечатанного текста: найдите все глаголы в настоящем времени..."
- Речь идет о текстах учеников? Это всё на том же уроке? Каков результат выполнения задания, как оно проверяется? Подобные задания как-то связаны с программой по русскому языку или их периодичность, порядок, тематика, сложность целиком зависят от воли учителя?
6. "Все грамматические навыки, которые должен отработать ребенок в течение года, перечислены в Листе «Я УМЕЮ»: Я умею находить в тексте ГЛАГОЛЫ; Я умею определять время Глаголов; Я умею изменять глаголы по лицам и числам… Эти навыки сформулированы очень просто и конкретно. И когда мы уверены, что ученик действительно отработал определенный навык, он получает «зачет». Вся школьная грамматика может уложиться в нескольких десятков таких «я умею»."
- Помимо грамматики, существуют еще орфография, синтаксис, словообразование, фонетика... Поэтому хотелось бы уточнить, как определяется, отработал ли ученик определенный навык. То есть, правильно ли я понимаю, что есть уроки, посвященные отработке всех этих навыков? И что уроки для создания собственных текстов -1-2 в неделю, а в остальные дни идут традиционные уроки русского языка?
6. - В чем кардинальное отличие приведенного в качестве примера текста первоклассницы от сочинения на тему "Моя любимая игрушка", которое могло быть задано ей на дом и написано при участии родителей в условиях традиционного обучения русскому языку?

Уважаемый Рустам Иванович! Даже если Ваш текст адресован родителям, думаю, что отсутствие в нем ответов на поднятые мной вопросы не позволяет сделать вывод о качестве работы по отработке навыков, предусмотренных программой по русскому языку, в Вашей школе.
Пожалуйста, отнеситесь к моему комментарию как к обработке "не очень мелкой шкуркой"))...
( 6 comments — Leave a comment )